Skip to main content
search
Новости

Ресурс образовательной среды для развития интереса к обучению чтению у дошкольников

By 20.05.20181 июня, 2022No Comments

По материалам Молли Уайт,
Уинчестер, Англия

В каждом образовательном учреждении дети дошкольного возраста непроизвольно знакомятся с письменной речью и чтением, даже не подозревая о ее существовании. Они видят напечатанные слова на стендах, слова и картинки на экранах компьютеров и телевизоров, в книгах, которые им читают, на символических картинках альтернативной коммуникации Макатон, печатные материалы на столе педагога, надписи в саду, которые они встречают во время прогулки.

Оформление стендов в образовательном учреждении для дошколят играет огромное значение для развития зрительного восприятия и формирования первичных представлений о чтении, значении букв как символов позволяющих передавать информацию. На стендах отмечены знакомые ребенку праздники и виды деятельности, в которых он активно участвует. Информация на стендах позволяет понять, что происходит в жизни ребенка, поделиться этим с посетителями, родителями, другими детьми.

[av_image src=’https://old.gppc.ru/wp-content/uploads/2018/05/no-translate-detected_23-2147797878.jpg’ attachment=’68544′ attachment_size=’full’ align=’center’ styling=» hover=» link=» target=» caption=» font_size=» appearance=» overlay_opacity=’0.4′ overlay_color=’#000000′ overlay_text_color=’#ffffff’ animation=’no-animation’ custom_class=» admin_preview_bg=» av_uid=’av-2a6iizj’][/av_image]

Например, на стенде «Развитие творчества» выставлены детские работы, на которых изображены каштаны, появляющиеся из зеленых скорлупок. Картинки сопровождают надпись «Мы исследовали и рисовали», которая также сопровождена символами из Макатона, а также на работах есть наклейки с надписями «Отлично сделано», «Ты постарался!», «Молодец!». И такие выставки очень важны для детей, так как они также позволяют им оценить их вклад в общее дело, их личные достижения.

Стенд «Познание эмоций» есть надпись: «Какое у тебя настроение сегодня?» Дети учатся рисовать разные эмоции, которые они переживают. Предварительно они изучают разные картинки с эмоциями в электронных гаджетах. Затем они рисуют их на бумаге, помещают на стенд, а взрослые подписывают эмоции: грустный, сердитый, веселый и т.д. Дети с удовольствием показывают свои картинки с эмоциями и поясняют, что они чувствуют и даже почему. Например, «Я сержусь, когда меня заставляют обуваться», «Моя мама делает меня счастливым» и т.п.

[av_image src=’https://old.gppc.ru/wp-content/uploads/2018/05/no-translate-detected_23-2147798014.jpg’ attachment=’68545′ attachment_size=’full’ align=’center’ styling=» hover=» link=» target=» caption=» font_size=» appearance=» overlay_opacity=’0.4′ overlay_color=’#000000′ overlay_text_color=’#ffffff’ animation=’no-animation’ custom_class=» admin_preview_bg=» av_uid=’av-1kg1wjj’][/av_image]

Также стенд, помещенный на веранде, содержит много фотографий детей, которые были сделаны педагогами. Взрослые также сделали подписи – комментарии к ним: «Я нашел муравья», «Какой красивый листок!», «Мы встретили букашек». Дошкольники любят рассматривать эти фотографии и рассказывать о них посетителям, также они указывают на надписи и говорят, что там написано, воспроизводя по памяти, так как не умеют читать. При этом они гордятся тем, что они знают, о чем там написано. Кроме того, педагоги организовали определенное зонирование среды на игровой площадке на улице. Все зоны также подписаны простыми и короткими предложениями «Игра с песком», «Игра с водой», «Наука и опыты», «Конструирование и строительство», «Кухня», «Зал музыки» и т.д.

Надписи, которые дети видят на экранах, также очень важны для развития интереса к символической функции речи. Я наблюдала двух детей, сидящих у экрана, играющих в математическую игру со счетом от 1 до 5. Игра сопровождалась появлением не только цифр, но и песенкой, слова которой были внизу экрана. На вопрос взрослого о том, знают ли они что написано внизу экрана, малыши утвердительно сказали, что песня, которую они поют.

[av_image src=’https://old.gppc.ru/wp-content/uploads/2018/05/s-21664e12bc409af8e4c23d38ac47abdf71e2f682.jpg’ attachment=’68546′ attachment_size=’full’ align=’center’ styling=» hover=» link=» target=» caption=» font_size=» appearance=» overlay_opacity=’0.4′ overlay_color=’#000000′ overlay_text_color=’#ffffff’ animation=’no-animation’ custom_class=» admin_preview_bg=» av_uid=’av-154bi8v’][/av_image]

Важным является также организация книжного уголка в группе, где малыши могут уединиться и полистать страницы любимых книг. Иногда дети объединяются при этом, чтобы посмотреть книжки вместе, обсудить их, иногда они выбирают книгу вместе, чтобы взрослый почитал им.

Надписи и картинки из Макатон также помогают детям понимать повседневные режимные моменты, делать выбор, когда им предлагают, выразить свое желание. Дети при этом видят не только пиктограммы, но и простые короткие предложения, состоящие из 1 или 2 слов: «Время обеда», «Пора играть», «Пора убирать», «Время песенки» и т.д.

Также в пространстве групповой комнаты дети изучают буквенный образ своего имени. Они помещают табличку со своим именем под своей фотографией, когда приходят утром и здороваются. Педагоги подписывают имена детей на картинках, которые они рисуют. Очень быстро дети начинают выделять не только написание своего имени, но имен своих друзей или по крайней мере выделять букву, на которую начинаются имена других детей в группе.

Также дети иногда непроизвольно запоминают образ напечатанного слова в специально организованных играх с карточками, на которых картинки подписаны.

При наблюдении за тем, как дети участвуют в специально организованном занятии по слушанию читаемых им сказок, я заметила, что дошкольники не только проявляют интерес к книгам, но и внимательно рассматривают картинки. Педагог при этом умело направляет их интерес к тому, что же будет происходить дальше в истории. Они рассматривает иллюстрацию к следующему событию. Педагог спрашивает о том, что будет дальше, выслушивает версии, а затем проверяет, насколько правильно дети угадали продолжение истории. Я также заметила, что многие дети узнавали в тексте знакомые слова «мама», «папа» и очень этому радовались.

[av_image src=’https://old.gppc.ru/wp-content/uploads/2018/05/School-4.jpg’ attachment=’68547′ attachment_size=’full’ align=’center’ styling=» hover=» link=» target=» caption=» font_size=» appearance=» overlay_opacity=’0.4′ overlay_color=’#000000′ overlay_text_color=’#ffffff’ animation=’no-animation’ custom_class=» admin_preview_bg=» av_uid=’av-tgkwrj’][/av_image]

Еще одним важным ресурсом является организация деятельности детей по изготовлению открыток для близких людей. Дети очень любят этот вид деятельности и с удовольствием копируют свои первые слова «мама», «папа» и т.д.

Таким образом, важно помнить, что правильно организованная среда, в которой дети встречаются с буквами, надписями будет способствовать развитию интереса к письменной речи и дальнейшему обучению детей чтению и письму.

Для Вас перевела статью учитель-дефектолог
ТО Ясенево ГБУ ГППЦ ДОгМ Елена Ишмуратова