Ответы на часто задаваемые вопросы

Ответы на вопросы участников Клуба молодых специалистов службы психолого-педагогического сопровождения

Вопрос Ответ
1 Назовите рекомендованные программы (классические) по видам программ для психологов. Профилактические программы

-программы, направленные на профилактику трудностей в социализации, на предупреждение отклонений в развитии и поведении человека (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Например: Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста. Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский

Коррекционно-развивающие программы

-программы психологической работы с людьми, испытывающими трудности в общении, самореализации, обучении и развитии.

Например: Коррекционно-развивающая работа при нарушениях психических функций в младшем школьном возрасте. Хазиахмедова Л.Р. , «Коррекция нарушений когнитивных

функций у старших дошкольников»

Васькова О.В.

Развивающие программы

— программы, направленные на развитие и /или формирование каких-либо психических функций, качеств личности, социальных навыков и т.д.

Например: Н.П. Локалова «Уроки психологического развития в начальной школе», Т. Аржакаева, И. Вачков, А. Попова «Психологическая азбука»

Диагностические программы

-программы психологической, социально-психологической и психолого-педагогической диагностики интеллектуальных, личностных, коммуникативных, поведенческих, социальных особенностей человека.

Например: Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста

Ахутина Т.В., Максименко М.Ю. , Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В.,

Просветительские (обучающие, учебные) программы

-программы, направленные на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности.

Например: С.И. Коноваленко «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше», В.И. Дубровина Психология : Учебное пособие для начальной школы

2 Какую документацию должен вести учитель-дефектолог? Документация специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) определяется и закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации (Приказ и Положение). В Положение обычно приведен перечень необходимой документации принятой в образовательной организации и могут быть указаны Примерные формы (образцы) документации. Молодой специалист может обратиться к заместителю директора по соответствующему направлению или руководителю психолого-педагогической службы (при его наличии) для получения разъяснения по этому вопросу.
3 Обязательно ли составлять план работы педагогу — психологу, учителю- логопеду, учителю- дефектологу на каждую неделю? Документация специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) определяется и закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации (Приказ и Положение). Если в этих документах указан план работы специалиста на неделю, то его необходимо заполнять своевременно. Для начинающего специалиста желательно вести недельный план работы.
4 Обязательно ли ребенку проходить ППк для того, чтобы специалист (логопед или психолог) взяли его на индивидуальную работу или решение ППк необходимо в индивидуальных, сложных случаях? Психолого-педагогическая помощь обучающимся/воспитанникам в ней нуждающимся, должна быть оказана в двух случаях:

1. Обучающийся является ребенком с ОВЗ (имеет соответствующее заключение ЦПМПК г.Москвы)

2. Обучающийся является ребенком, испытывающим трудности в усвоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации (обязательным является наличие рекомендаций ППк учреждения и согласие родителей)

5 В детском саду 3 логопедические группы. Необходимо ли каждого ребенка с ОНР проводить через ППк и составлять индивидуальный маршрут развития? Обучение воспитанников по программам для детей с тяжелыми нарушениями речи, производится по заключению ЦПМПК г.Москвы. Дети могут быть организованы как в комбинированные (инклюзивные) группы, так и в группы компенсирующей направленности. ППк образовательной организации конкретизирует и детализирует те направления коррекционно-развивающей работы, которые рекомендованы ЦПМПК тому или иному ребенку. Если в заключении ЦПМПК для детей с ОНР не рекомендованы дополнительные занятия педагога-психолога и учителя- дефектолога, то возможно провести для этих детей ППк в заочной форме.
6 Я педагог-психолог в школе для детей с нарушениями слуха. Для наших детей тестов существует очень мало. Могу ли я адаптировать, валидизировать тесты для детей с нарушениями слуха для 5-11 классов? Не можете, так как адаптация теста – это многоэтапный комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях применения: анализ исходных теоретических положений автора теста; для иностранных методик – перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя (с обязательной экспертной оценкой соответствия оригиналу); проверка надежности и валидности в соответствии с психометрическими требованиями; стандартизация на соответствующих выборках.

Валидизация теста – проверка точности измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. Все эти процедуры невозможны в условиях количественных характеристики выборки, требуют специальных компетенций и предполагают достаточно длительную работу.

В Вашем случае, во избежание недостаточного понимания инструкции к выполнению тестового задания или сложностей в воспроизведении ответов, было бы уместнее подобрать методики, требующие минимальных вербальных инструкций со стороны психолога и минимальных вербальных ответов со стороны испытуемых.

7 Как начисляется заработная плата педагогу-психологу ДОУ? Начисление заработной платы сотрудникам образовательной организации начисляется на основании Положения об оплате труда образовательной организации и Положения о стимулирующих выплатах.

Положение об оплате труда — официальный документ, в котором описывается порядок начисления заработной платы или премии. Положение должно содержать указание на категории работников, вид деятельности, критерии оценки их труда, размеры тарифных ставок и принципы начисления заработка (премии). Положение утверждается Приказом директора образовательной организации и имеет статус локального нормативного акта.

8 Как грамотно оформить рекомендации психолога по ППк? Какой алгоритм оформления? Рекомендации психолога по ППК должны включать четко обозначенные направления коррекционной работы педагога-психолога с ребенком, желательно с обозначенными сроками контроля эффективности работы, рекомендации для родителей/законных представителей и учителей по созданию условий, необходимых для развития ребенка в семье и образовательной организации с учетом выявленных особенностей развития и возможностей здоровья.

Форма рекомендаций, бланк оформления представлен в рассылке по результатам второй встречи работы клуба.

9 Документы учителя-дефектолога.

-Перечислите все виды работ, которые входят в норму часов педагогической работы (20 часов).

-В каком документе есть этот перечень? Где можно посмотреть классификацию, что относится к педагогической работе, а что к методической?

-Если логопед работает на 1 ставку (20 часов), а количество детей берет как на 1.5 ставки (38 человек), как должна оплачиваться работа? – как за 1 ставку (по часам) или как за 1,5 (по количеству детей)?

Виды работ учителя-дефектолога регламентируются должностной инструкцией специалиста. Должностные инструкции составляются на основании приказа Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 № 761н (подробно выписка внизу таблицы).

Письмо Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849
«О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций»

Указание на педагогическую нагрузку (рабочее время) работника является неотъемлемой частью трудового договора.

Суммарное количество часов занятий не должно превышать количество часов работы сотрудника. Работа оплачивается по количеству отработанных астрономических часов. Увеличение обслуженных детей может быть оценено стимулирующей выплатой. Если это предусмотрено локальным нормативным актом учреждения.

10 Можно ли создавать психолого-педагогический консилиум, если в ОО нет учителя-дефектолога? Состав психолого-педагогического консилиума определяется локальным нормативным актом, который разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и учитывает все особенности организации психолого-педагогической службы ОО. Если в ОО нет учителя-дефектолога, то он и не включается в состав ППк.
11 Должны ли учителя-дефектологи заполнять дневник дошкольника? Нужно ли (и где) описывать методическую работу? Учителя – дефектологи в начале учебного года формируют перспективный план работы. Одним из разделов этого плана может являться блок «организационно – методической работы», где специалист отразит планируемые выступления на методическом/ педагогическом совете, участие в методических объединениях, тему самообразования и т.п. Всю работу педагогов внутри образовательного учреждения регламентируют правила этого учреждения, закрепленные в локальных нормативно-правовых актах.
12 Как составляется индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ?

-Существует ли норма часов индивидуальной работы на одного ребенка с легкими нарушениями речи (ФФН, дислалия), посещающих ДОУ?

-Выделяется ли дополнительное финансирование на детей с ОВЗ (ОНР)?

-Может ли ребенок, посещающий ДОУ, обращаться за логопедической помощью в центр, т.к. пока он не посещает логопедические занятия (в очереди)?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. То есть, статус ОВЗ присваивает только ЦПМПК, которая определяет и то, что ребенок с ОВЗ должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, и то, какие специальные условия для обучения ребенка должны быть созданы. При этом, спец. условия для получения образования – это условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья. Все нюансы спец. условий в образовательной организации регулирует и утверждает ППк этой организации.

Дети с легкими нарушениями речи (ФФН речи, ФН речи) относятся к обучающимся, испытывающим трудности в усвоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации (они не относятся к детям с ОВЗ). Помощь таким детям может оказываться как на базе психолого-педагогического центра, так и на базе образовательных организаций. Коррекционно–развивающие занятия таким детям рекомендуются ППк образовательной организации с согласия родителей/ законных представителей и на основании Приказа директора. Количество часов коррекционно-логопедической работы планируется исходя из актуального статуса психофизического развития ребенка и в соответствии с СанПиН. То есть, количество часов индивидуальной работы на одного ребенка с легкими нарушениями речи (ФФН, дислалия), определяет ППк образовательной организации, которую посещает ребенок.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, имеющие соответствующее заключением ЦПМПК г.Москвы, могут быть заявлены образовательной организацией на получение 139 услуги «Предоставление специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ», что влечет за собой дополнительное финансирование.

Если деньги на эти виды услуг получило ДОУ, ребенок должен получить эту услугу в ДОУ.

Выписка из приказа Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 № 761н

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)[1]

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 15 октября 2015 г. № 08-ПГ-МОН-37849

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел обращения, в том числе поступившее из Минтруда России, и в части своей компетенции сообщает.

Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности рабочего времени и особенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, других педагогических и иных категорий работников образовательных организаций, являются:

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273);

Приказ № 1601 учитывает все перечисленные особенности.

Как следует из пункте 2.1 приложения № 1 к приказу № 1601, а продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю — в пункту 2.8.1 приложения № 1 к приказу № 1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и другим педагогическим работникам, поименованным в этом пункте, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая является:

нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы) (пункт 3 примечаний к приложению № 1 к приказу № 1601).

Определение для педагогических работников, поименованных в пункте, регулируется пунктом 2.3 Положения приказа № 69, предусматривающим, что должностные обязанности учителей помимо выполнения учебной нагрузки могут быть связаны с выполнением работ по подготовке к занятиям, с участием в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, в других формах методической работы, с осуществлением связи с родителями, с проведением родительских собраний и т.п.

Кроме того, педагогические работники с их согласия могут выполнять дополнительную педагогическую работу на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, проверка письменных работ и др.).

По своему характеру выполнение большей части перечисленной работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа не может иметь конкретных норм времени, а регулируется соответствующими планами и графиками работ, как это предусматривается Положением приказа № 69.

Из перечисленного следует, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п. (пункт 2.4 Положения приказа № 69).

Исходя из этого, согласно пункту 2.2 Положения приказа № 69 рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогические работники привлекаются в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.

Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей не имеется, в связи с чем подобные действия работодателей не могут быть признанными правомерными. Кроме того, работодатель не вправе возложить на педагогического работника без его согласия обязанности, не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности.

Таким образом, нормируемой частью учебной (преподавательской) работы) для педагогических работников, предусмотренных пунктами 1.5 — приказ № 1601, применять часть 6 статьи 47 Закона № 273, возлагая на любого педагогического работника все перечисленные в этой части статьи 47 обязанности без учета занимаемой им должности, а также устанавливая какие-либо соотношения учебной нагрузки педагогических работников, определенной на учебный год, и другой деятельности.

Следует учесть, что согласно разделом VI приложения № 2 к приказу № 1601, Для преподавателей из числа ППС установление такого соотношения имеет существенное значение, так как, в отличие от учителей, они получают должностной оклад, не изменяющийся в зависимости от большего или меньшего объема учебной нагрузки.

В случаях нарушения порядка регулирования рабочего времени педагогические работники, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, вправе в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда.

Заместитель директора

Департамента П.А.Сергоманов

[1] Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.