Дети с особыми образовательными потребностями

Ребенку тяжело дается обучение в школе. Какие могут быть варианты для получения образования на дому?

Ответ:

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» родители (законные представители) имеют право выбирать для своих детей различные формы получения общего образования: семейное, самообразование. Обучение в организациях с учетом потребности, возможностей личности и в зависимости от объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования, форм обучения
Индивидуальное обучение на дому организуется на основании заключения врачебной комиссии и Приказа директора образовательной организации (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 г. № 07-832 по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий).
Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется образовательному учреждению с учётом индивидуальных психофизических особенностей, медицинских рекомендаций. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося регулируются Договором.
Принятие решения о получении образования в форме самообразования родитель принимает самостоятельно, но основании личного заявления.

Как получить заключение ЦПМПК?

Ответ:

Для получения заключения ЦПМПК родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью, нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания на базе образовательной организации получают заключение врачебной комиссии о состоянии здоровья, которое выдается медицинскими организациями (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. № 297) .

Далее родители (законные представители) записывают ребенка на обследование в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию г.Москвы (ЦПМПК) на сайте МЦКО: https://mcko.ru/ или по многоканальному телефону: +7 (499) 322 34 30.

По результатам обследования на ЦПМПК специалисты принимают решение о необходимости создания для ребенка с ОВЗ/инвалидностью необходимых условий обучения и воспитания.

Какие документы нужны для прохождения ЦПМПК?

Ответ:

  • Для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. № 297) — оригинал;
  • Для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро МСЭ и ИПР – оригинал и копия;
  • Cвидетельство о рождении ребенка, паспорт ребенка (при наличии) — оригинал и копия;
  • Паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
  • Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) — копия;
  • Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) — копия;
  • Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) — оригинал;
  • Характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
  • Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
  • Заявление на проведение обследования ребенка в комиссии;
  • Согласие на обработку персональных данных

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя) или иного лица по нотариальной доверенности.

Какие школы сегодня обучают детей с ОВЗ?

Ответ:

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Образовательные организации г. Москвы создают специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей на всех уровнях образования: дошкольном, начальном общем, основном общем, средним общим образовании.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы

Какую психолого-педагогическую помощь может получить ребенок с ОВЗ?

Ответ:

Психолого-педагогическая помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в Городском психолого-педагогическом центре города Москвы. Более подробную информацию можно получить на сайте: https://gppc.ru или по телефону: +7(499)172-10-19.

Телефон экстренной службы психолого-педагогической помощи: 8 (800) 250-11-91

Специальные условия обучения и воспитания для детей с ОВЗ/инвалидностью в образовательной организации создаются на основании заключения ЦПМПК г. Москвы.

Какие мероприятия проводятся для детей с ОВЗ?

Ответ:

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут принимать участие во всех мероприятиях, организованных разными ведомствами (Департамент образования, Департамент культуры и др.) в соответствии с особенностями психофизического развития.

Информацию о проводимых мероприятиях можно найти на сайтах соответствующих ведомств.

Какие спортивные кружки и секции есть для детей с ОВЗ?

Ответ:

Информация о спортивных кружках и секциях для детей с ОВЗ размещена на сайте Департамента физической культуры и спорта города Москвы в разделе «Инваспорт».

На базе образовательных организаций города Москвы реализуются программы дополнительного образования спортивной направленности, которые могут посещать дети с ОВЗ. Информацию о кружках и секциях для детей с ОВЗ можно найти на сайтах образовательных организаций города Москвы, а также на Портале государственных услуг города Москвы.

Какие документы об окончании школы получит ребенок с ОВЗ?

Ответ:

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме Единого государственного экзамена, а также в иных формах, которые устанавливаются для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью Федеральным органом исполнительной власти.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ об образовании, который подтверждает получение общего образования следующего уровня: основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании), среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Лицам с ОВЗ (с различным формами умственной отсталости) не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

Как мне перевести ребенка из обычной дошкольной группы в коррекционную?

Ответ:

В группы компенсирующей и комбинированной направленности принимаются дети с особенностями психофизического развития, имеющие заключение ЦПМПК о создании специальных условий обучения и воспитания.

Для перевода ребенка из группы общеразвивающей направленности в группу компенсирующей или комбинированной направленности в рамках одной образовательной организации Вам необходимо обратиться к администрации образовательной организации.

Для перевода детей из группы обще-развивающей направленности в группу компенсирующей или комбинированной направленности другой образовательной организации Вам необходимо зарегистрировать заявления в комплексной информационной системе «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде». В Департаменте образования города Москвы открыт Центр информирования населения о предоставлении услуг дошкольного образования. Вы можете оперативно получить информацию по электронной почте: infodo@edu.mos.ru и по телефону: 8 (495) 530-71-71 (понедельник-пятница с 9:00 до 18:00 часов).

Где найти информацию о школах с образовательной программой "Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития" (или иным адаптированным программам)?

Ответ:

С информацией можно ознакомиться на официальных сайтах образовательных организаций г. Москвы на портале http://mskobr.ru/.

Может ли мой ребенок (инвалид детства) получать образование бесплатно или по льготной системе в государственном колледже?

Ответ:

Приём на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнования Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. При зачислении учитываются результаты освоения основной образовательной программы.

Профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Дополнительную информацию о реализации программ среднего профессионального образования для детей с ОВЗ Вы можете найти на сайте Департамента образования города Москвы: http://dogm.mos.ru/napdeyat/obdet/education_prof

Как можно обратиться лично или направить электронное обращение руководителю образовательной организации?

Ответ:

Вы можете направить письменное или электронное обращение в адрес администрации образовательной организации, обратиться к директору школы лично.

Контакты директора школы – почтовый адрес, телефон и адрес электронной почты, информация о графике приема граждан размещаются на официальном сайте образовательной организации.

Кроме того, на сайте размещена электронная форма, которая позволяет направить электронное обращение в адрес администрации образовательной организации.

Официальный сайт образовательной организации можно найти на портале Департамента образования города Москвы в разделе Поиск образовательных организаций или на специальном сайте «Поиск образовательных организаций».

Моему ребенку требуются особые условия для обучения. Что нам нужно сделать?

Ответ:

Для предоставления ребенку специальных условий обучения и воспитания необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

Сайт: https://mcko.ru/pages/vzaim_mskobry.

Многоканальный телефон: +7 (499) 322 34 30.

В данном заключении будут даны рекомендации о специальных условиях обучения и воспитания, которые необходимо создать на базе образовательной организации.

Можно ли задать вопрос, предложение или жалобу на сайт Департамента образования анонимно, будет ли рассмотрено обращение?

Ответ:

Заявитель может обратиться на сайт Департамента анонимно. Все обращения, направляемые на сайт, принимаются к рассмотрению.

Вместе с тем, порядок работы с обращениями граждан на сайт Департамента не предусматривает публикацию обращений, в которых не подтверждено авторство или отсутствует согласие автора на публикацию обращения в открытом доступе.

Обращаем внимание, что согласно Федеральному закону «Об обращении граждан», Департамент образования города Москвы вправе не предоставлять ответы на обращения, в которых не указаны почтовый или электронный адреса автора обращения.

Государственная итоговая аттестация для детей с ограниченными возможностями

Как подать заявление на сдачу экзамена учащемуся с ограниченными возможностями здоровья?

Ответ:

Для участия в ГИА необходимо подать заявление с указанием перечня выбранных экзаменов.
Сроки подачи заявлений:
— до 1 февраля – ГИА-11;
— до 1 марта – ГИА-9.
Вы можете подать заявление на сдачу экзамена в своей образовательной организации.
Образцы заявлений размещены на сайте Департамента образования города Москвы в разделе «Мособрнадзор», далее подраздел «Государственная итоговая аттестация».
Заявление подается обучающимся лично на основании документа, удостоверяющего личность, или его родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют копию рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей инвалидность (при необходимости – копию рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии).

Какие особые условия сдачи государственной итоговой аттестации имеют лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды?

Ответ:

Лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды могут проходить ГИА в форме основного государственного экзамена (ОГЭ — 9 класс), единого государственного экзамена (ЕГЭ — 11 класс) или в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ — 9, 11 класс). Форма прохождения ГИА указывается в заявлении. Допускается сочетание разных форм аттестации по разным предметам.
Для получения допуска к ГИА-11 лица с ОВЗ, дети-инвалиды, инвалиды имеют право писать итоговое сочинение или изложение по выбору (при этом время увеличивается на 1,5 часа).
Для данных участников ГИА организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния их здоровья
Специальные условия при проведении ГИА, предоставляемые по заключению ЦПМПК:
— увеличение продолжительности экзамена на 1, 5 часа (для детей-инвалидов и инвалидов без заключения ЦПМПК);
— предоставление возможности пользоваться необходимыми техническими средствами;
— организация питания и перерывов для проведения медико-профилактических процедур с учетом состояния участника ГИА;
— разрешение на наличие при себе необходимых лекарственных препаратов и приборов,
— присутствие ассистента.

ГИА может быть организована на дому для лиц, имеющих медицинские основания и соответствующие рекомендации ЦПМПК
ГВЭ по всем учебным предметам по желанию лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов может проводиться в устной форме.

Каковы особенности организации ГИА для глухих и слабослышащих детей?

Ответ:

Особенностями организации ГИА-11 для глухих и слабослышащих детей являются:
— звукоусиливающая аппаратура;
— наличие при необходимости ассистента – сурдопереводчика.

Каковы особенности организации ГИА для слепых детей?

Ответ:

Особенности организации ГИА для слепых детей:
— экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля;
— письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере.

Каковы особенности организации ГИА-11 для слабовидящих детей?

Ответ:

Особенности организации ГИА-11 для слабовидящих детей:
— экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере;
— наличие увеличительного устройства в аудитории;
— индивидуальное освещение не менее 300 люкс.

Каковы особенности организации ГИА-11 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата?

Ответ:

Особенности организации для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата:
— возможность выполнения экзаменационной работы на ПК,
— возможность сдавать ГВЭ в устной форме.

Кто может быть ассистентом для лиц с ОВЗ на экзамене?

Ответ:

Ассистентом может быть назначен штатный сотрудник образовательной организации, в том числе специальные коррекционные образовательные организации. Для сопровождения участников ГИА-11 запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ГИА в данный день, за исключением категорий слепых и глухих участников ГИА (на экзамены по русскому языку и математике допускаются сурдопедагог — для глухих детей и тифлопедагог – для слепых детей).

Какие обязанности у ассистента на пункте проведения экзамена (ППЭ)?

Ответ:

Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА-11 с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

  • содействие в перемещении,
  • оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки,
  • вызов медперсонала,
  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод – для глухих),
  • помощь при чтении и оформлении заданий.

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

Каковы особенности рассмотрения апелляций участников ГИА-11 с ОВЗ?

Ответ:

Для рассмотрения апелляций участников ГИА с ОВЗ конфликтная комиссия привлекает к своей работе:

  • тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА),
  • сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА).

Вместе с участником ЕГЭ с ОВЗ на рассмотрении апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.

В случае обнаружения ошибки при переносе ответов на стандартные бланки данных участников ГИА конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак.

Экзаменационные работы таких участников проходят повторную обработку и при необходимости повторную проверку экспертами.