Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопросы для специалистов ППС

Современное образование ставит перед педагогами важную задачу – формировать у подрастающего поколения навыки и умения, которые ребенок после окончания школы сможет применять в реальной жизни: вести конструктивный диалог, взаимодействовать в коллективе, разрешать конфликтные ситуации. Подрастающая личность должна правильно освоить социальные нормы, правила проведения, формы социальной жизни в группах и сообществах. У ребенка должно быть сформировано осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Также в Федеральных государственных образовательных стандартах делается акцент на формирование у учащихся ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и безопасного поведения. Правильно сформированные социальные и коммуникативные компетенции являются основой для позитивной социализации ребенка, что, в свою очередь, и является первичной позитивной профилактикой подверженности ребенка социальным рискам.

Социально-профилактическая работа направлена, в первую очередь, на формирование у детей навыков, которые помогут им вести социально-одобряемый, безопасный и здоровый образ жизни.

Может быть разработан и осуществлен комплекс специальных профилактических программ, регулярно предлагаемых детям и подросткам.

Программы могут разрабатываться и проводиться в различных направлениях, таких как:

  • информирование о последствиях;
  • создание социального навыка;
  • формирование умения обращаться за помощью;
  • формирование навыка говорить: «Нет»;
  • развитие умения понимать самого себя;
  • и другое.

Групповая профилактическая работа, направленная на первичную профилактику социальных рисков, должна проводиться со всеми детьми. С детьми и подростками, составляющими группу риска, должна проводиться более глубокая коррекционная индивидуальная и групповая работа.

Необходимо понять, чем вызван отказ родителей выполнять рекомендации. Причины могут быть разные, следовательно, действия педагога-психолога зависят от того, по какой причине произошел отказ.

  1. Иногда родители считают, что действия школы по отношению к их ребенку, неадекватно жестокие. И их оборонительная позиция вызвана стремлением защитить ребенка. Поэтому следует организовать разговор с родителями в безопасной для них обстановке (без обвинений и наставлений). Необходимо выслушать позицию родителей, понять, как они видят ситуацию, что их наиболее сильно беспокоит, как они видят выход, что готовы делать сами, и какую помощь ожидают от специалистов. Совместно разработать план индивидуально-профилактической работы с ребенком.
  2. Иногда при составлении индивидуально-профилактического плана не была учтена актуальная ситуация конкретной семьи. Поэтому план может быть пересмотрен и скорректирован после организации диалога с семьей. Корректировка плана может происходить и по ходу его осуществления после совместных с семьей обсуждений, что было выполнено, а что вызвало трудности.
  3. Иногда семья, будучи сама в трудной жизненной ситуации, не в состоянии осуществлять выполнение плана. В этом случае необходимо привлечение КДН и ЗП.

Разрешение конфликтных ситуаций не обязательно должно осуществляться педагогом-психологом школы. В случае, если классный руководитель по каким-то причинам не смог осуществить конструктивное разрешение конфликтной ситуации и собирается привлечь для ее разрешения педагога-психолога (а согласия родителей на психологическое сопровождения данного ребенка нет), необходимо организовать встречу с родителями данного учащегося.

Иногда родители на дают согласия на психологическое сопровождения ребенка, опасаясь, что без их ведома на ребенка будет оказываться влияние или даже давление. И они занимают оборонительную позицию. Особенно, если их ребенок систематически нарушает дисциплину, родители зачастую опасаются нападок на себя и на ребенка со стороны школы. При этом каждый родитель хочет, чтобы его ребенок эффективно развивался и находился в условиях физической и психологической безопасности. И если с родителями наладить конструктивный диалог, они перейдут с позиции обороны на позицию конструктивного содействия.

В приказе Департамента образования города Москвы от 23.05.2005 N 265 «О дополнительных мерах по совершенствованию воспитательно-профилактической работы образовательных учреждений Департамента образования города Москвы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся»[1] указано следующее.

«Постановка обучающихся на внутришкольный учет осуществляется по совместному представлению заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога) и на основании решения Совета профилактики государственного образовательного учреждения.

Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора государственного образовательного учреждения на заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, а непосредственное ведение учета — на классного руководителя (воспитателя, социального педагога).

Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе:

  • оказывает организационно-методическую помощь классным руководителям (воспитателям, социальным педагогам) в ведении внутришкольного учета;
  • ведет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению;
  • формирует банк данных государственного образовательного учреждения об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении;
  • готовит соответствующую информацию о деятельности государственного образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся. 3.2.

Контроль за качеством исполнения проводимой в соответствии с настоящей Инструкцией работы возлагается на директора государственного образовательного учреждения».

[1] https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/dogm_51_07_02_2006.pdf

Педагог-психолог должен попытаться понять сам (или в диалоге с родителями учащегося), какова основная причина, по которой ребенок отказывается посещать школу.

Среди причин могут быть следующие.

  1. У ребенка возникли трудности с коммуникацией внутри класс. Нужно объяснить родителям, что избегающее поведение ребенка создает дополнительные конфликты. Реакция избегания у него закрепляется как способ решения проблем. Родители могут поговорить с ребенком (не обвиняя его) о том, какие у него возникли трудности. Что он мог бы сделать для их преодоления, и какая ему нужна помощь. Педагог-психолог, в свою очередь, может организовать работу по созданию условий конструктивного взаимодействия в классе.
  2. Причиной отказа ребенка от посещения школы может быть его неуспеваемость по некоторым или всем предметам. Учебный процесс построен таким образом, что «пробелы» в знаниях, полученных ранее, приводят к затруднениям в освоении новых знаний. И ребенок, особенно подросток, стесняясь собственной неуспеваемости, в то же время, не видя способов решить эту проблему, может отказаться от посещения школы.

В этом случае необходима совместная работа педагога-психолога, родителей и педагогов-предметников. Родителям следует рекомендовать не обвинять ребенка, а попытаться вместе с ним определить пробелы в его знаниях и организовать (при содействии педагогов-предметников) процесс помощи ребенку.

  1. Ребенок может говорить, что ему неинтересно учиться. Но причиной этого может быть его неуспеваемость. Если причина – отсутствие у ребенка мотивации к получению знаний, родителям следует также рекомендовать без обвинений поговорить с ребенком и попытаться определить, что поможет ему увеличить мотивацию. Возможно, понадобиться индивидуальная или групповая психологическая помощь.
  2. Важно, чтобы родители смогли определить, не является ли непосещение ребенком школы вызвано какими-либо негативными проявлениями (деструктивные субкультуры, психоактивные вещества, правонарушения). Родителям следует рекомендовать, чтобы они обратили внимание на следующие факторы.
  • Изменились ли за последнее время сон, аппетит ребенка, фон его настроения.
  • Изменилась ли за последнее время среда общения ребенка.
  • Чем занимается ребенок, когда не посещает школу.

Далее им следует спокойно обсудить с ребенком последствия того, что он не посещает школу, и понять, чем можно ему помочь. Родителям ни в коем случае не следует отказываться от помощи специалистов.

Да, так как данная категория обучающихся включена в профессиональный стандарт педагога-психолога, одной из основных целей работы, которого является оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными  возможностями  здоровья,  испытывающим  трудности  в  освоении  основных общеобразовательных  программ,  развитии  и  социальной  адаптации,  в  том  числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

По первому требованию администрации педагог-психолог обязан предоставить свою рабочую документацию. Перечень и формы учетно-отчетной документации определяется локальным актом образовательной организации.

В некоторых случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью ребенку, и на основании статьи 125 УК РФ и других нормативно-правовых документов, регламентирующих соблюдение прав детей в РФ, психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних лиц и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах получателей психологической помощи, при которых существует вероятность совершения действий, представляющих угрозу для себя и окружающих. Предоставление такой информации не является разглашением конфиденциальных сведений.

Также, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, может проводиться предоставление (выемка) конфиденциальных сведений психологом третьим лицам без согласия получателя психологической помощи или его законного представителя.

Ваша деятельность, ее основные направления и виды как педагога-психолога, должна определяться вашими должностными обязанностями, утвержденными директором школы.

Каждый случай причинения вреда здоровью должен быть документально зафиксирован (описан учителем в докладной записке директору школы, фиксация наличия травмы при вызове скорой помощи пр.). В каждой докладной записке должна стоять подпись родителя (законного представителя) об ознакомлении. Психолог (классный руководитель, социальный педагог) после каждого инцидента должны проводить беседу как с ребенком, так и с родителями. В ходе беседы необходимо дать рекомендации родителям. Протоколы беседы и расписки родителей в получении рекомендаций хранятся в ППС школы.

После нескольких подобных случаев учащегося можно поставить на внутришкольный учет. Постановка на внутришкольный учет регламентируется локальным актом школы (каждая школа разрабатывает свое Положение «О постановке на внутришкольный учёт обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении»).

Для каждого ребенка, состоящего на внутришкольном учёте, составляется индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения. План должен включать в себя как индивидуальную психологическую работу с ребенком и его семьей, так и включение ребенка в групповые формы работы.

Если ребенок состоит на внутришкольном учете, разработан индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения ребенка, но родители не дают согласия на индивидуальную психологическую работу, не выполняют рекомендации педагогов и уклоняются от выполнения родительских обязанностей администрация школы в праве обратиться с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних (органы опеки) о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего.

Для заместителей по воспитательной работе и социализации

Школьная служба примирения[1] — оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к разрешению конфликтных ситуаций.

Алгоритм создания школьной службы примирения (ШСП)

  1. Семинар-практикум для педагогического коллектива по конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в рамках создания ШСП (2 часа): знакомство в активном режиме с восстановительными программами (медиация, круг сообщества).
  2. Определение кураторов ШСП от образовательной организации (не менее двух человек).
  3. Тренинг для педагогов, участников будущей ШСП (24 часа). Тренинг направлен на подготовку специалистов школы (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов, родителей) к работе в качестве ведущих восстановительных программ, разрешению конфликтных ситуаций с применением восстановительных технологий.
  4. Набор учащихся в ШСП (с 7 класса) до 20 человек.
  5. Тренинг для кураторов и отобранных учащихся по обучению навыкам проведения восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) и планирование деятельности ШСП (18 часов).
  6. Информирование учащихся и родителей о деятельности ШСП (презентация, информация на сайте, на стенде и т.п.).
  7. Встраивание ШСП в воспитательную работу школы (медиация, круги сообщества, тренинги по конструктивному общению для начальной школы и 5-6 классов, миротворческие акции и т.п.).
  8. Куратор проводит занятия с учащимися-медиаторами минимум раз в неделю.
  9. Не менее двух раз в год куратор проводит тренинги для учащихся и родителей по обучению навыкам проведения восстановительных программ (медиация и Круги сообществ).

Специалисты ГБУ ГППЦ ДОгМ осуществляют помощь в создании школьных служб примирения:

— Проведение семинара-практикума для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов, 2 часа (оферта № 5680049-17).

— Обучение навыкам проведения восстановительных программ для педагогов и кураторов школьной службы примирения, 24 часа (оферта № 5679168-17).

— Обучение учащихся навыкам проведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения (ШСП), 18 часов (оферта № 5679770-17).

— Курсы повышения квалификации для педагогов «Специалист службы примирения в общеобразовательной организации», 72 часа.

— В 2017 году В Москве в рамках поддержки и развития детско-юношеского движения юных волонтеров школьных служб примирения на базе ГППЦ ДОгМ был создан Клуб «ДИАЛОГ ДРУЖБЫ», который объединяет детские команды ШСП (подробнее — https://gppc.ru/dialogue-of-friendship/).

[1] Подробнее: www.школьные-службы-примирения.рф

В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 23.05.2005 N 265 «О дополнительных мерах по совершенствованию воспитательно-профилактической работы образовательных учреждений Департамента образования города Москвы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся»[1]  на внутришкольный учет ставятся обучающиеся:

  • не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях;
  • занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
  • совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие устав государственного образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося;
  • неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;
  • склонные к употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо других психоактивных веществ;
  • причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;
  • состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

На внутришкольный учет также могут быть поставлены обучающиеся, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний.

Таким образом, ребенок с выявленными признаками самоповреждающего поведения может быть поставлен на ВШУ только в случае, если он оказался на учете в КДН и ЗП.

[1] https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/dogm_51_07_02_2006.pdf

Ответ такой же, как в предыдущем пункте. Нет. Не подлежит.

В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 23.05.2005 N 265 «О дополнительных мерах по совершенствованию воспитательно-профилактической работы образовательных учреждений Департамента образования города Москвы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся»[1] обучающиеся, причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности, могут быть поставлены на внутришкольный учет. Если было выявлено, что ребенок состоит в деструктивном сообществе с выраженной антиобщественной направленностью, это является основанием постановки на учет.

[1] https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/dogm_51_07_02_2006.pdf

Если в классе часто возникают конфликтные ситуации, педагогу-психологу и классному руководителю нужно прежде всего провести обсуждение проблемы в коллективе родителей обучающихся.

Обсуждение может проводится и в виде обычного родительского собрания, на котором педагоги выразят родителям свое беспокойство по поводу негативных процессов, происходящих в классе, и влияния этих процессов на успеваемость, психологическое здоровье и дальнейшую позитивную социализацию детей. Затем необходимо организовать обсуждения, на котором родители вынесут свои предложения о том, как данная проблема может быть решена. Педагог-психолог и классный руководитель могут предложить проводить с учащимися занятия, направленные на повышение их коммуникативной компетенции. В своем выступлении они могут ссылаться на Федеральные государственные общеобразовательные стандарты, в которых необходимость развития у учащихся коммуникативной компетенции особым образом подчеркивается.

Также собрание родителей может быть проведено в форме круга сообщества. Круг сообщества – способ организации диалога, в котором каждый член коллектива может безопасно высказаться и услышать другого. Педагоги смогут выслушать каждого родителя, родители – педагогов. Результатом будет разработанная совместно педагогами и родителями программа, позволяющая организовать эффективную работу по развитию условий конструктивного взаимодействия в коллективе учащихся.

Круги сообщества применяются для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в коллективах родителей и учащихся.

Пройти обучение данной технологии можно в рамках программ, направленных на освоение навыков применения восстановительного подхода для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.

Отвечая на этот вопрос, рассмотрим сразу несколько аспектов проблемы.

  1. Ситуация, в которой ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим участникам образовательного процесса, ни в коем случае не может считаться проблемой только этого учащегося. Если в ответ на его агрессивное поведение в его адрес начинают происходить агрессивные действия одноклассников и педагогов, то, во-первых, его поведение будет ухудшаться, а, во-вторых остальные учащиеся получат крайне негативный опыт взаимодействия. Самое худшее, когда в классе, в котором учится ребенок с агрессивным поведением, остальные учащиеся также начинают вести себя агрессивно, объявляя в то же время, что в их поступках виноваты не они, а обсуждаемый «агрессор». Таким образом, учащиеся научаются агрессивно реагировать на действия другого человека и скидывать с себя ответственность за собственные действия и поступки. Поэтому с классом, в котором обучается такой ребенок, необходимо должна проводится работа, направленная на развитие у учащихся навыка конструктивно взаимодействовать. В конечно итоге, если во всем классе сложатся твердые традиции вежливой и уважительной коммуникации, поведение обсуждаемого учащегося не будет провоцировать других и со временем сгладится.
  2. Зачастую родители детей с агрессивным поведением не идут на контакт со специалистами и администрацией школы потому, что боятся встретить обвинения и оскорбления в свой адрес. Поэтому они занимают оборонительную позицию. При этом зачастую они переживают и беспокоятся о своем ребенке и хотели бы изменить ситуацию. Представителям школы рекомендуется приложить усилия, чтобы организовать с данными родителями партнерские отношения, убедить их, что в их намерения не входит обвинить, а что они хотят совместно с родителями помочь этому ребенку.

Деятельность педагога-психолога и социального педагога определяется должностными инструкциями конкретной организации.

Обобщенно относительно социально-профилактической работы можно сказать следующее.

В поле деятельности педагога-психолога находится:

  • Проведение психологической диагностики.
  • Составление психологического заключения и проведение консультаций по материалам диагностического обследования.
  • Осуществление индивидуальной и групповой профилактической и коррекционной работы.
  • Оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и развития учащихся.
  • Осуществление деятельности, направленной на формирование психологической культуры, развитию компетенций и социальных навыков обучающихся.

В поле деятельности социального педагога находится:

  • Изучение особенностей личности обучающихся, их микросреды, условий их жизни.
  • Ведение соответствующей документации (в том числе, по внутришкольному учету).
  • Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонения в поведении обучающихся, своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
  • Осуществление функции посредника между обучающимися, организациями, социальной средой, ведомствами и административными органами. Работы по патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, трудоустройству.
  • Организация различных видов деятельности обучающихся, способствующих профилактике социальных рисков.
  • Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем.
  • Организация различных видов социально-значимой деятельности обучающихся.

На сегодняшний день в образовательных организациях наиболее успешно применяются следующие формы социально-профилактической работы.

  1. Проведение тренингов и занятий с детьми, направленных на развитие у них необходимых жизненных навыков, информирование их о последствиях негативного поведения, формирование у них жизнестойкости, умения обращаться за помощью в трудных ситуациях, находить эффективные пути решения, планировать деятельность и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
  2. Проведение низкопороговых и дискуссионных клубов, на которых в неформальной обстановке с детьми и подростками обсуждаются важные для них темы, а также вырабатывается мотивация к социально-одобряемым видам деятельности.
  3. Привлечение детей и подростков к социально-значимой деятельности.
  4. Привлечение детей и подростков к волонтерскому движению.
  5. Создание в образовательной организации школьной службы примирения.
  6. Проведение общешкольных мероприятий, направленных на развитие у детей патриотизма и толерантности.
  7. Целенаправленная и систематическая работа со школьными классами, направленная на создание в классе условий конструктивного взаимодействия.
  8. Индивидуальная и групповая работа с учащимися «группы риска».
  9. Работа с родительским коллективом учащихся, носящая информативный характер, а также призванная сформировать между родителями и коллективом педагогов партнерские отношения.

Должностные обязанности педагога-психолога образовательной организации предусматривают ведение документации, отражающей основные направления работы, количественные и качественные показатели выполненной работы, а также фиксирующей временные затраты для выполнения различных видов деятельности. Перечень документации и форма документации устанавливается локальным актом образовательной организации. В инструктивном письме № 2-30-20 от 09.09.2003 О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы представлен основной перечень документации и имеются рекомендации по ее оформлению. Данное письмо было разработано с целью контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации. Документацию педагога-психолога составляют отчетные материалы (журнал учета проведенной работы, годовой план работы, график работы, отчеты, рабочие программы) и рабочие материалы, которые являются закрытыми и могут предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования, как правило, это персонифицированная информация, содержащаяся в индивидуальной карте ребенка. Карта шифруется и хранится в недоступном для посторонних людей месте.

Таким образом, заместитель директора по воспитательной работе при наличии в должностных обязанностях функции контроля за деятельностью педагога-психолога и определенных локальными актами образцах отчетной документации педагога-психолога вправе проверить своевременность и полноту заполнения отчетной документации педагога-психолога.

Для того, чтобы оценить эффективность профилактических мероприятий в ОО должны быть сформулированы критерии оценки степени эффективности такой работы, исходя из тех целей, которые ставит перед собой ППС Школы в целом.

Опыт работы специалистов ГППЦ показывает, что наиболее безопасно и эффективно в образовательной среде проектирование для работы в массовом масштабе мероприятий в рамках концепции первичной позитивной профилактики.

Первичная позитивная профилактики — комплекс мер и мероприятий, направленных на снижение риска возникновения тех или иных негативных проявлений среди обучающихся путем раннего выявления факторов риска и формирования значимых социально-личностных характеристик, снижающих риски формирования склонности к тем или иным формам социально-рискованного поведения.

На этапе первичной позитивной профилактики охват обучающихся должен быть не менее 95% для эффективности такой работы.

Инструменты, которые могут быть эффективно использованы на данном этапе: психологическая диагностика, наблюдение, мониторинг актуального состояния ребенка, программы первичной позитивной профилактики.

Три основных характеристики необходимо учесть в профилактической работе

Адресность:

  • соответствовать возрасту обучающихся, сензитивным и кризисным периодам в развитии ребенка.

Своевременность:

  • планирование профилактической работы должно быть гибким и учитывать такие показатели как:
  • степень вовлеченности в ту или иную социально-рискованную деятельность контингента обучающихся;
  • наличие кризисных ситуаций в ОО (любая профилактическая работа, повышение ее интенсивности не должна увязываться в сознании обучающихся с кризисной ситуацией, в этом случае есть риск формирования негативного отношения к предлагаемому материалу на фоне возрастного сопротивления, риск ретравматизации и т.д.
  • периоды повышения учебной нагрузки

Безопасность – профилактика не должна быть аналогом пропаганды.