Проект «Перекресток»

Профилактика негативных проявлений

Руководители  направления:

В рамках проекта реализуются четыре направления:

Сопровождение программ примирения

в образовательных организациях

Координатор направления: социальный педагог, Путинцева Наталья Владимировна.

Цель направления: помощь в разрешении конфликтов и создание условий для разрешения конфликтных ситуаций в образовательных организациях.

Работа специалистов осуществляется по запросу образовательных организаций, а также по сводкам и обращениям из Департамента образования города Москвы и направлена на:

  • Создание и сопровождение служб примирения в образовательных организациях
  • Ведется работа по созданию служб примирения и методической поддержке специалистов образовательных организаций.
  • Специалисты центра содействуют разрешению конфликтных ситуаций между участниками и организаторами образовательного процесса конструктивным способом, а также снижению уровня агрессивности в школьном сообществе.
  • Повышение квалификации специалистов и педагогов школ в области разрешения конфликтов.
  • Проведение программ примирения для участников и организаторов образовательного процесса

Данная деятельность дает возможность:

  • подростку, совершившему правонарушение (проступок):
  • осознать причины своего поступка и его последствия;
  • принести извинения;
  • загладить причиненный вред;
  • вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.
  • потерпевшему:
  • избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;
  • убедиться в том, что справедливость существует.
  • родителям и педагогам:
  • помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного поведения.

Что такое программы примирения? Получив информацию о произошедшем конфликте (от одноклассников, педагогов, родителей или свидетелей) ведущие программ из школьной службы примирения поочередно встречаются со всеми участниками конфликтной ситуации.

Главным элементом программы является встреча сторон, организуемая ведущими программы, на которой обсуждаются следующие вопросы:

  • в чем состоит причиненный ущерб (в том числе, и моральный);
  • как этот ущерб можно возместить, загладить;
  • как сделать так, чтобы подобное больше не повторилось;
  • каким может быть участие окружающих людей.

Наличие ведущего программы необходимо, поскольку сторонам часто тяжело самостоятельно и конструктивно осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь важной является позиция «нейтрального» ведущего, который не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а «снижает» градус эмоций и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения.

Школьная служба примирения действует на основе добровольного участия сторон и помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для учащихся материале собственных конфликтов или конфликтов их ровесников путем проведения программ примирения. В состав школьных служб примирения входят учащиеся 7-11 классов, прошедшие обучение по проведению восстановительных программ (медиация, круг сообщества). Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или другие педагогические работники, на которых возложены обязанности по руководству школьной службой примирения приказом директора образовательной организации.

Социально-психологическое сопровождение подростков «группы риска»

Координатор направления: педагог-психолог, Крысько Анастасия Андреевна.

Цель направления: оказание социальной и психологической помощи обучающимся и их родителям, в индивидуальных случаях по запросу образовательных организаций, КДНиЗП, других организаций системы профилактики.

Работа специалистов осуществляется по запросу образовательных организаций и направлена на:

  • Индивидуальное сопровождение подростков «группы риска», стоящих на внутришкольном учете или в КДНиЗП
  • Социально-психологическое консультирование подростка и его семьи.
  • Проведение групповой форма работы: «Контакт» — диагностическая группа, которая формируется из подростков, направленных на сопровождение с целью повышения мотивации на сотрудничество в рамках индивидуального сопровождения. Основная цель такой группы – создать для подростков поддерживающую среду, опираясь на которую они смогут осознать, переосмыслить свою жизненную ситуацию и найти адекватные пути ее разрешения
  • Оказание психологической помощи детям, пострадавшим в ДТП.
  • Психологическую помощь по самообращению, психологическое консультирование подростка и его семьи по личному запросу
  • Групповую работу
  • Подростковый клуб является площадкой для выстраивания между подростками неформальных отношений, основанных на ценностях уважения и активной ответственности. В этой среде подростки развивают коммуникативные навыки и осваивают нормы общения, опираясь на которые могут поддерживать изменения в своей социальной ситуации.
  • Родительский клуб — форма работы с родительским сообществом, целью которой является поддержка родителей, расширение поведенческого репертуара родителей подростов, работа с родительской позицией, оптимизация стиля воспитания, популяризация альтернативных стереотипным способам времяпрепровождения семьи, поиск и обмен ресурсами, информацией, обучение навыкам и т.п

Профилактика основных социальных рисков в образовательных организациях

Координатор направления: педагог-психолог, Хломов Илья Даниилович.

Цель направления: проведение профилактических программ для обучающихся, родителей, педагогов по профилактике для снижения негативных проявлений, социальных рисков в подростковом возрасте.

Работа специалистов осуществляется по запросу образовательных организаций и направлена на проведение программ профилактики основных социальных рисков для обучающихся, педагогов, родителей.

  • Профилактика химической зависимости (алкоголь, наркотики, курение) в подростковом возрасте.
    • Программа направлена на развитие у подростков навыков совладания с тревогой и получения удовольствия без употребления психоактивных веществ.
  • Профилактика чрезмерного использования компьютера, интернета, гаджетов в подростковом возрасте.
    • Программа направлена на:
      • развитие осознанного отношения к использованию компьютера и гаджетов;
      • рефлексию последствий от длительного пребывания в интернете и за компьютером;
      • знакомство с фактом «компьютеризации» как объективного явления современности.
  • Профилактика аутоагрессивного и антивитального поведения  в подростковом возрасте.
    • Программа направлена на расширение репертуара стратегий совладающего поведения. Акцент сделан на поиске ресурсов и сильных сторон в жизненной ситуации.
    • Для педагогов и родителей программа направлена на развенчивание мифов об аутоагрессивном поведении подростков и способах реагирования на такое поведение.
  • Профилактика конфликтного поведения и школьной травли (буллинга) в подростковом возрасте.
    • Программа направлена на:
      • поиск новых способов решения трудностей, возникающих в общении;
      • выстраивание конструктивных взаимоотношений в группе;
      • диагностику отношений в классе.
  • Профилактика рискованного сексуального поведения в подростковом возрасте.
    • Программа направлена на:
      • формирование развитие сознательного отношения к будущему;
      • развитие навыков прогнозирования и оценки ситуаций;
      • формирование навыков заботы о себе;
      • расширение представлений о возможностях выхода из сложных ситуаций.
  • Профилактика правонарушений в подростковом возрасте, девиантного и асоциального поведения.
    • Программа направлена на:
      • актуализацию контекста осторожности и безопасности в жизнь подростков («предупрежден, значит вооружен»);
      • информирование как о правонарушениях несовершеннолетних и их последствиях, так и о правах несовершеннолетних и их родителей.
  • Профилактика экстремизма в подростковом возрасте.
    • Программа направлена на:
      • развитие толерантности, понимания и принятия различий между людьми;
      • расширение навыков взаимодействия;
      • участники научатся сопоставлять собственные ценности с ценностями группы.
  • Профилактика экстремального поведения подростков.
    • Программа направлена на:
      • профилактику зацепинга, опасных селфи, посещения заброшенных зданий. Участники научатся отличать опасные ситуации от безопасных.
  • Профилактика кибербуллинга в подростковом возрасте.
    • Программа направлена на:
      • повышение безопасности при общении в Интернете. Участники научатся анализировать последствия предоставления персональной информации в Интернете.
  • Коррекционно-профилактические программы

    Программы рассчитаны на 5 встреч с обучающимися по 2 академических часа, 1 с родителями, 1 с педагогами:

    1. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних.

    Программа направлена на формирование позитивного, осознанного и ответственного отношения к себе и к миру.

    1. Профилактика школьной травли и конфликтных отношений.

    Программа направлена на развитие навыков общения и формирование положительного коммуникативного опыта, улучшение психологического климата в группе.

    Условия реализации профилактических программ

    Продолжительность каждого занятия – два академических часа (два урока подряд).

    Занятия проводятся в изолированном помещении, которое позволяет проводить подвижные игры и рассаживаться на стульях в форме круга. Обязательное наличие доски или флипчарта, чтобы ведущие могли фиксировать результаты совместной работы.

Реагирование на особые ситуации в образовательной организации

Координатор направления: педагог-психолог, Кириллова Татьяна Олеговна.

Цель направления: установление контакта с образовательными организациями, оперативная диагностика по возникшей ситуации, оперативное реагирование и организация социально-психологической работы по особым ситуациям со специалистами направления «Перекресток» и ТО ГППЦ.

Работа специалистов осуществляется по запросу образовательных организаций и по сводкам предоставляемых Департаментом образования города Москвы.