Лаборатория профилактики социальных рисков

Для подросткового возраста характерна зависимость от социально-культурных условий взросления: подростки активно изучают мир, в который им предстоит войти в роли взрослых, учатся активно использовать его возможности и встречаются с большим количеством содержащихся в нем рисков.

Разработка эффективной технологии психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста (в первую очередь, работы с различными проявлениями социально-психологической дезадаптации и профилактики социальных рисков) требует постоянного динамического изучения процесса взросления подростков в условиях стремительно развивающегося мира с целью оказания актуальной, отвечающей запросам современного общества, помощи.

В рамках деятельности Лаборатории профилактики социальных рисков:

  • проводятся исследования форм поведения, с помощью которых современные подростки решают задачи развития, характерные для подросткового возраста; современных рисков, к которым уязвимо подростки, и факторов защиты от них; характеристик среды, значимых с точки зрения успешности социализации подростков;
  • разрабатываются и модифицируются технологии сопровождения подросткового возраста и профилактики социальных рисков;
  • осуществляется обучение и просвещение подростков, членов их семей, а также специалистов, работающих с подростками.

 Лаборатория проблем социализации в подростковом возрасте, концепция развития на 2016-2017 уч.год

 Результаты деятельности Лаборатории проблем социализации в подростковом возрасте за 2015-2016 учебный год

Творческий коллектив лаборатории (2017 - 2018)

Руководитель Лаборатории

ФИО ТО должность e-mail
1 Васильева Наталья Николаевна Красносельское старший методист VasilievaNN1@edu.mos.ru

Творческий коллектив Лаборатории

1 Жинель Елена Викторовна педагог-психолог Красносельское
2 Мирошин Глеб Константинович педагог-психолог Бабушкинское
3 Мазякина Татьяна Сергеевна педагог-психолог Крылатское
4 Лисицын Владислав Александрович педагог-психолог Крылатское
5 Дементьев Николай Николаевич педагог-психолог Крылатское
6 Крысько Анастасия Андреевна педагог-психолог Красносельское
7 Кондрашкин Артем Владимирович педагог-психолог Красносельское
8 Капорская Надежда Анатольевна педагог-психолог Красносельское
9 Савкова (Рудомазина) Виктория Михайловна педагог-психолог Красносельское
10 Казаков Андрей Михайлович педагог-психолог Красносельское
11 Ярыгина Лариса Викторовна социальный педагог Красносельское
12 Йошпа Надежда Александровна педагог-психолог Красносельское
13 Бабушкина Татьяна Юрьевна педагог-психолог Красносельское
14 Чернобривец Илья Александрович педагог-психолог Хорошево-Мневники
15 Почтарева Вероника Васильевна педагог-психолог Хорошево-Мневники
16 Соловьев Михаил Александрович педагог-психолог Северное Измайлово
17 Розумная Наталья Викторовна педагог-психолог Переделкино
18 Дитерихс Анна Леонидовна педагог-психолог Красносельское
19 Исаева Екатерина Сергеевна педагог-психолог Красносельское
20 Набатова Ирина Владимировна педагог-психолог Красносельское
21 Иванова Елена Владимировна педагог-психолог Красносельское
22 Глазунова Елена Александровна педагог-психолог Красносельское
23 Ганюшин Сергей Владимирович педагог-психолог Красносельское
24 Ямковая Людмила Сергеевна педагог-психолог Красносельское
25 Сырейщикова Екатерина Николаевна педагог-психолог Красносельское
26 Ратникова Светлана Николаевна педагог-психолог Красносельское
27 Журкина Татьяна Александровна педагог-психолог Красносельское
28 Романова Лидия Николаевна методист Коньково
29 Марченко Екатерина Сергеевна социальный педагог Хорошево-Мневники
30 Коновалов Антон Юрьевич методист Красносельское
31 Бронякин Владимир Александрович педагог-психолог Северное Измайлово

Творческий коллектив Лаборатории (2016 - 2017)

Руководитель Лаборатории

ФИО ТО должность e-mail
1 Давыдов Денис Геннадьевич Басманное  методист DavydovDG@edu.mos.ru

Творческий коллектив Лаборатории

1 Соловьев Михаил Александрович педагог-психолог Басманное
2 Баскаков Андрей Владимирович педагог-психолог Басманное
3 Белоусова Дарья Александровна социальный педагог Басманное
4 Бианки Екатерина Михайловна методист Басманное
5 Гончаренко Александр Леонидович педагог-психолог Басманное
6 Григолашвили Ирина Сергеевна педагог-психолог Басманное
7 Дмитриева Марина Вячеславовна педагог-психолог Басманное
8 Духанина Алена Владимировна педагог-психолог Басманное
9 Жевлаков Филипп Григорьевич социальный педагог Басманное
10 Инсарова Нина Григорьевна педагог-психолог Басманное
11 Йошпа Надежда Владимировна педагог-психолог Басманное
12 Калякина Софья Михайловна педагог-психолог Басманное
13 Капорская Надежда Анатольевна педагог-психолог Басманное
14 Кирилова Татьяна Олеговна педагог-психолог Басманное
15 Кондрашкин Артем Владимирович педагог-психолог Басманное
16 Крысько Анастасия Андреевна педагог-психолог Басманное
17 Купцова Татьяна Владимировна педагог-психолог Басманное
18 Лажинцева Елена Михайловна педагог-психолог Басманное
19 Лисицын Владислав Александрович педагог-психолог Басманное
20 Мазякина Татьяна Сергеевна педагог-психолог Басманное
21 Марченко Екатерина Сергеевна социальный педагог Басманное
22 Прокопишин Ростислав Александрович методист Басманное
23 Хломов Илья Даниилович педагог-психолог Басманное
24 Шарова Надежда Петровна социальный педагог Басманное
25 Эфендиева Анна Азеровна старший методист Коньково

Список литературы по психолого-педагогическим аспектам деятельности классного руководителя

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983.
  2. Байбородова, Л.В. Классному руководителю: учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978.
  4. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М., 2006.
  5. Галстян О.А. Классному руководителю об учёте индивидуальных особенностей учащихся в воспитательном процессе // Педагогическая лаборатория. 2015. № 2 (10). С. 8-11.
  6. Гончарова О.Л. Работа классного руководителя с подростками «группы риска» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2011.№ 4. С. 23-25.
  7. Григорьевская М.Ю. Совершенствование деятельности классных руководителей по предупреждению суицидального поведения старшеклассников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007
  8. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. 5 — 9 классы / Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко. Москва, 2011.
  9. Дереклеева, Н. И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М.: Вербум-М, 2001.
  10. Долгих Н.Н., Шеметова Н.М. Психологическое сопровождение работы классных руководителей в условиях колледжа // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2006. № 6-1. С. 21-23.
  11. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990. — №5 — С.56-65
  12. Классному руководителю 5-9 классов. Комплект из 10 книг. М. Из-во Вако, 2011.
  13. Кричевский Р.Л. Исследование эффективности руководства учебными коллективами //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис.  М., 1980.
  14. Кричевский Р.Л. Социально-психологические аспекты руководства классным коллективом // Вопросы психологии. 1979. — №2.
  15. Ксензова, Г. Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  16. Куликова Т.И. Классный руководитель: профессиональная компетентность и психологическая культура: монография / Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2008.
  17. Куликова Т.И. Программа социально-психологического тренинга по формированию полиэтнической компетентности классного руководителя. Тула, 2016.
  18. Куликова Т.И. Психологическая культура классного руководителя как компонента профилактики межэтнических подростковых конфликтов // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 3. С. 8.
  19. Курушкина С.А. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса. Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С. 6-14.
  20. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  21. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 2. С. 34-47.
  22. Приходько О.Г. и др. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. Москва, 2014.
  23. Сачкова, М.Е. Среднестатусный учащийся в образовательном пространстве. М.: Издательство СГУ, 2011.
  24. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  25. Сергеева, В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. М.: ЦГЛ, 2004.
  26. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М. Смысл, 2006. (в соавторстве с Асмоловым А.Г., Макарчук А.В., Шляпниковым В.Н.)
  27. Стефановская, Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  28. Щуркова, H. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  29. Югова Н.Л., Касимова А.Р. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы классного руководителя // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 41. С. 152-160.
  30. Югова Н.Л., Трефилова А.Ю. Социальные сети как инструмент психолого-педагогической деятельности классного руководителя с подростками // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 43. С. 113-118.
  31. Научный портал о современных исследованиях психологии детства, личности, эффективности образования — psyjournals.ru
  32. Бен Фурман, Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы, 2013
  33. Бен Фурман, Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы, 2013
  34. Обухова Л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
  35. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 2. С. 34–47. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61304.shtml
  36. Кочетова Т.В., Федоткин О.А. Исследование взаимосвязей стратегий статусного поведения и доминирующего стиля руководства в бизнес-организации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41672.shtml
  37. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей.СПб., 2003
  38. Г. Смолл, Г. Ворган «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета», 2011
  39. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. – М., 2015, http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214741.pdf
  40. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 31–38.
  41. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 109–125. doi:10.17759/sps.2016070208
  42. Шамрова Д.П., Тихомирова А.В., Подушкина Т.Г. Системный анализ доказательств влияния участия детей в оценке социальных программ на их психологическое развитие [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 39–50. doi:10.17759/jmfp.2016050205
  43. Лаврёнова Т.И., Лыгина М.А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. 2011. № 3. С. 55–60.
  44. Болсуновская Н.А., Ритуал перехода в среднюю школу, 2006, http://psyjournals.ru/files/28970/vestnik_psyobr_2006_2_Bolsunovskaya.pdf
  45. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О., Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе / 2012-4, электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» — http://psyedu.ru/journal/2012/4/3150.phtml
  46. Джеймс О. Прохазка, Джон К. Норкросс, Карло Ди Клементе, Психология позитивных изменений. Как навсегда избавиться от вредных привычек, 2001
  47. Роло Мей, Мужество творить, 2015
  48. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев, 2010
  49. Милгрэм С. Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль, 2014
  50. Л. Росс, Н. Нисбет, Человек и ситуация, 2013
  51. Берн Э. Игры в которые играют люди, 2009
  52. Личко А.Е, Акцентуации личности и психопатии у подростков, 2010
  53. Глассер У., Школы без неудачников, 2012
  54. Роджерс Карл., Фрейберг Дж. Свобода учиться, 2012
  55. Дрейкурс, Р., Золц, В. Д Манифест счастливого детства, 2011
  56. Дж Таунсенд Дети: границы, границы, 2001
  57. Кривцова С. Учитель и проблемы дисциплины, 2004, http://cbt-perm.ru/upload/iblock/7d9/7d9952d902ddb9cad3131ede88b706f0.pdf

Нормативно-правовые документы

В разработке

Новости лаборатории