Литература
Барбера Мэри Линч. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
Подход, данный в книге, базируется на прицнипах бихевиоризма и является на данный момент одним из наиболее эффективных в работе с аутичными детьми. Книга полезна широкому кругу читателей – и родителям, и специалистам.
Брюс Бейкер, Алан Брайтман: Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
Книга посвящена проблеме обучения детей с особыми образовательными потребностями элементарным бытовым навыкам – самообслуживанию, уходу за собой, игре и пр. В основе обучения лежит система «шаг за шагом», которая позволит простроить индивидуальную программу обучения с учетом особенностей ребенка.
Гринспен Стенли. На «ты» с аутизмом
В книге представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном. Методика FLOORTIME позволяет развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки, эмоционально-волевую и когнитивную сферу без использования директивного подхода и предполагает активное включение в работу как специалистов, так и членов семьи.
Делани Тара. Развитие основных навыков у детей с аутизмом
Автор книги предлагает систему игр, полезных для развития у детей с РАС различных навыков – от элементарных до самых сложных. Игры классифицированы по типам и уровням навыков, помогают развивать сенсорную систему, крупную и мелкую моторику, речевые и коммуникативные способности ребенка и тем самым создают условия для его адаптации в различных жизненных ситуациях, в том числе в общении с окружающими людьми и при обучении в школе.
Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах
В пособии даны методы коррекционной работы, основанные на бихеиоральном подходе (прикладном анализе поведения). Даны конкретные примеры из опыта специальной школы для детей с РАС. Книга будет полезна специалистам и родителям аутичных детей.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи
Одна из самых известных отечественных книг, посвященная вопросам диагностики и коррекционной помощи детям с РАС. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. В книге также представлена авторская классификация аутизма.
Нуриева Л.Г. Развитие речи у детей с РАС
Пособие посвящено вопросам развития речи у аутичных детей, в т.ч. таким сложным вопросам, как вызов речи, формирование пассивного словаря у детей с тяжелыми формами аутизма, коррекции звукопроизношения, грамматической структуре речи и пр. Прилагается комплект карточек для обучения детей способам альтернативной коммуникации. Книга будет полезна логопедам-дефектологам, специалистам, работающим с детьми с РАС и родителям.
Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию
Книга посвящена теоретическим и практическим аспектам работы с аутичными детьми и отражает опыт как автора, так и его зарубежных коллег. Книга адресована коррекционным педагогам, психологам и родственникам детей с РАС.
Сансон П. Психопедагогика и аутизм
В книге представлен опыт работы Центров для детей и подростков с аутизмом, расположенных в пригородах Парижа. Отдельная глава посвящена использованию языка МАКАТОН аутичными детьми. Книга будет интересна в качестве примера организации обучения аутичных детей для коррекционных педагогов и прочих специалистов, интересующихся данной тематикой.
Сатмари С. Дети с аутизмом
Книга позволяет взглянуть на мир глазами аутичного ребенка, понять особенности его восприятия, интересов и эмоций. Базовый вопрос, на который может ответить книга: «Что происходит с моим ребенком?» Автор не только дает представление о специфике сознания детей с РАС, но и делится практическими рекомендациями по эффектвиному взаимодействию с ними.
Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети
В данной книге дается система помощи семье, воспитывающей особого ребенка. Описываются стадии принятия диагноза, особенности реакции всех членов семьи, а также намечены пути помощи, которые могут быть полезны семье на каждом из представленных этапов. Книга будет полезна семейным и коррекционным психологам, дефектологам и всем, кто интересуется темой помощи семье ребенка с ОВЗ.
Франческа Аппе. Введение в психологическую теорию аутизма
В книге представлены современные концепции аутизма и направления актуальных исследовнаий в данной области. Расстройства аутистического спектра рассматриваются на поведенческом, медико-биологическом и когнитивном уровнях. Книга будет полезна всем специалистам, работающим с аутичными детьми.
Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)
Книга незаменима для специалистов и родителей аутичных детей, которым необходимо обучить ребенка методам альтернативной коммуникации. Даны теоретические основы метода (АВА подход) и подробные практические рекомендации по организации учебного пространства, процесса и особенностям взаимодействия с ребенка.
Шевченко. Бихевиорально-когнитивная терапия детей и подростков
В монографии освещены вопросы коррекции поведенческих и психосоматический расстройств методами когнитивно-поведенческой терапии. Даны теоретические основы, методология и подробные примеры применения описываемого подхода. Книга полезна для практических психологов, работающих с поведенческими проблемами различного генеза у детей и подростков.
Шрамм Р. Детский аутизм и АВА
В пособии подробно описана технология формирования и развития у ребенка с РАС навыков учебного поведения, коммуникации, коррекции проблемного поведения в рамках метода прикладного анализа поведения. Книга написана доступным понятным языком и может быть рекомендована самому широкому кругу читателей.
Янушко Е. Игры с аутичным ребенком
В пособии даны конкретные рекомендации по созданию контакта с аутичными детьми методами игровой терапии. Автор делится классификацией игр аутичных детей и описывает конкретные задания и упражнения для формирования устойчивого интереса к совместной деятельности у особого ребенка. Книга будет полезна коррекционным педагогам, психологам и родителям детей с РАС.