Вопрос – ответ

Да, при переходе с одного уровня образования на другой необходимо вновь пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), если ребенку по-прежнему необходимы специальные условия для получения образования. То есть пройти ПМПК нужно при поступлении в 1 класс, при переходе с дошкольного уровня образования на начальный.

Да, необходимо, если ученику также требуются специальные условия получения образования. Заключение ПМПК действительно на уровень образования, то есть на дошкольный уровень, начальную школу и пр. Есть исключение: если при поступлении в школу ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то такое заключение ПМПК действительно на весь период его обучения в школе, то есть проходить ПМПК нужно лишь при поступлении в школу.

Если речь идет о том, что ребенок нуждается в психолого-педагогической помощи – это означает, что он может обучаться по основной общеобразовательной программе (ООП), но ему требуется небольшая поддержка специалистов (педагога-психолога и/или учителя-логопеда). Такую поддержку образовательное учреждение может предоставить обучающемуся по решению школьного психолого-педагогического консилиума и поход на ПМПК не нужен.

Если в рекомендациях ПМПК указаны «специальные условия обучения и воспитания», это означает, что ребенок является «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» и нуждается в специальных условиях для получения образования. Под специальными условиями понимаются условия, определенные Законом об образовании №273 – ФЗ: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

Чтобы ребенок получил статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), ему необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая проведет комплексное обследование ребенка и примет соответствующее решение.  Часто требуется еще необходимое медицинское обследование. Порядок прохождения такого обследования определяется каждым субъектом Российской Федерации отдельно.

Если вы проживаете в Москве, то этапы получения такого статуса, следующие:

  • посещение детской поликлиники для получения медицинского заключения, где будет прописано, что ребенок нуждается в создании специальных условий получения образования. В нем также (только с вашего согласия) может быть указан шифр заболевания;
  • запись на портале Мэра на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК) на выбранную вами дату;
  • посещение ЦПМПК с ребенком, где специалисты проводят его обследование, анализируют предоставленные документы (медицинская справка, а также, при наличии, выписка из школьного журнала с оценками, школьные тетради, рисунки ребенка, характеристика обучающегося, подготовленная специалистами образовательной организации и др.), на основании чего члены комиссии принимают решение о необходимости создания для ребенка специальных условий получения образования. Если в заключении ЦПМПК указаны «специальные условия обучения и воспитания», это означает, что ребенок получает статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Школьные адаптированные программы для одной категории обучающихся с ОВЗ имеют несколько вариантов: от 2 до 4. В чем между ними разница?

Вариант программы 1, предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с нормотипичными детьми учебному плану. Его развитие приближено к возрастной норме, но ему требуется поддержка специалистов. Кроме того, учитель на уроке так же организует коррекционно-развивающую поддержку.

2-й вариант — обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, но в пролонгированные сроки обучения, как и нормотипичные сверстники. Эти дети на момент поступления в школу не достигают уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что усвоение программы для ребенка будет растянуто на более длительный срок. Коррекционная направленность обучения будет пронизывать весь учебный процесс. С таким учеником обязательно будет проводиться коррекционно-развивающая работа специалистами, а на уроках педагоги будут организовывать ему необходимую поддержку.

3-й и 4-й варианты — обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями условно нормативно развивающихся сверстников. Обучение по третьему варианту означает, что у ребенка при ведущем нарушении (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройстве аутистического спектра), имеется еще и умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Третьему варианту аналогичен 1-ый вариант АООП для обучающихся с умственной отсталостью.

Если ребенок не может освоить вариант 3, в связи с более тяжелым интеллектуальным недоразвитием (то есть это уже не легкая, а умеренная, тяжелая или глубокая степень умственно отсталости), либо это тяжелые и множественные нарушения развития, то он получает образование по варианту 4  (аналогичен ему вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью).

Обучение по 3 и 4 вариантам осуществляется по учебным планам, существенно отличающимся от учебных планов вариантов 1 и 2. Академический компонент образовательной программы в этом случае уменьшается, большее внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.

Варианты 3 и 4 предполагают выдачу (по окончании школы) не аттестата, а свидетельства об обучении.

Условно, эти шаги можно представить в виде следующего алгоритма:

  1. Родители/законные представители передают в образовательную организацию заключение ПМПК и пишут заявление на имя директора школы о необходимости создания для ребенка специальных условий получения образования и перевода на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП). Если есть, прикладываются также копии справки об инвалидности и копия индивидуальной программы реабилитации и абилитации.

Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по АООП и создании для него специальных условий получения образования.

  1. После получения от родителей/законных представителей письменного согласия на комплексное обследование ребенка, проводится Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (ППк), где уточняются и конкретизируются рекомендации ПМПК для ребенка.

В Москве рекомендуется составлять с этой целью так называемый индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).  Этот документ в обязательном порядке согласовывается с родителями/ законными представителями и реализуется с их согласия.

Родители/законные представители имеют право присутствовать на ППк при обсуждении вопросов, касающихся их ребенка, но могут ознакомиться с решением консилиума и в заочной форме. Протокол или решение ППк подписывается родителями/законными представителями (согласны, либо не согласны).

  1. После психолого-педагогического консилиума Школа разрабатывает рекомендованную обучающемуся АООП (если она еще не была на тот момент разработана в Школе), создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.

Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) разрабатываются образовательной организацией самостоятельно. Эти программы разрабатываются на уровень образования (дошкольный, начальный и пр.) и для тех категорий обучающихся, которые на этот момент обучаются. В основе разработки АООП лежат примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, которые представлены на сайте государственной информационной системы «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (fgosreestr.ru). Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте образовательной организации, который может быть назван как «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще)образовательных программ». В создании и обсуждении рабочего варианта АООП могут принимать участие и родители/законные представители. После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.

Да, перевести ребенка с адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) на основную общеобразовательную программу (ООП) можно, если имеющиеся проблемы развития полностью ликвидированы после оказания ему коррекционной поддержки. Для этого вам необходимо обратиться к представителям администрации образовательной организации и написать соответствующее заявление. Желательно учесть при принятии такого решения мнение педагогов и специалистов.

Нет, обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) возможно только с согласия родителей/законных представителей.

Родители/законные представители могут обратиться на ПМПК как по рекомендации специалистов образовательной организации, так и приняв такое решение самостоятельно.

Нет, не обязаны. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит для родителей/законных представителей детей рекомендательный характер.

Но все же стоит при этом понимать, что, если ребенку необходимы специальные условия получения образования, а родители/законные представители своими действиями препятствуют этому, они тем самым нарушают права ребенка.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения.

Представленное родителями/законными представителями обучающегося заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Образовательная организация должна найти пути решения возникающих у нее, в связи с этим трудностей, в том числе, и найти нужных специалистов. Это возможно сделать путем сетевой реализации образовательных программ.

Нет, не имеет права. Перевод на индивидуальный учебный план осуществляется только с письменного согласия родителей/законных представителей.

Если такое предложение от специалистов школы поступило, родителям/законным представителям, прежде чем отказываться, важно понять, с чем это связано. И действовать, исходя из интересов своего ребенка.

Инициировать перевод обучающегося на обучение на дому может только врач. Для этого в том медицинском учреждении, где наблюдается ребенок, нужно получить справку, что ему рекомендована эта форма обучения (врач при этом руководствуется утвержденным списком заболеваний).

Полученное заключение нужно принести в школу, написать соответствующее заключение на имя директора и уже по приказу директора вашего ребенка переведут на обучение на дому.

При такой форме обучения педагоги приходят на дом к ученику.

Да, должны. Не зависимо от того, обучение это в школе или на дому, все специальные условия, которые указаны в заключении ПМПК для вашего ребенка, должны выполняться в полном объеме.

Если наблюдаемый ребенка врач рекомендует перевести его на обучение на дому, тогда вы вправе это сделать. Если нет таких показаний, но вы обосновано считаете, что все уроки посещать ему сложно (по разным причинам), следует проговорить это с педагогами и со специалистами на школьном психолого-педагогическом консилиуме. Это, при обоюдном согласии, даст возможность перевести обучающегося на индивидуальный учебный план. Такое решение даст возможность посещать ему школу в индивидуальном, подобранном исходя из возможностей, режиме.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 60, п.13) лицам с различными формами умственной отсталости, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Более подробная информация представлена в Приказе Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

Основные требования к итоговой аттестации прописаны в приложении к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). Содержание и процедуру проведения итоговой аттестации образовательная организация разрабатывает самостоятельно. Как правило, это находит отражение в локальном акте (он может называться, например, «Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации детей с умственной отсталостью, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе»).

Итоговую аттестацию обучающихся по варианту 1 образовательная организация проводит в форме двух испытаний:

  • первое — предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
  • второе — направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП по варианту 2 также осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки освоения АООП должно быть достижение результатов освоения программы последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся. Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценивание осуществляет экспертная группа, состоящая из представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи.

Да, такие колледжи есть.

Свидетельство, получаемое лицами с различными формами умственной отсталости, обучавшимися по адаптированным основным общеобразовательным программам, дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения.

Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) осуществляется на основе адаптированных основных программ профессионального обучения.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

Выбор программы профессионального обучения для конкретного обучающегося будет зависеть от ряда факторов: его интересов, способностей, состояния здоровья, пола,  актуального перечня профессий, должностей служащих с учетом потребности в рабочих кадрах в субъекте Российской Федерации и др.

Более подробная информация содержится в «Письме Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости».

Информация о колледжах Москвы, которые осуществляют обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, представлена на сайте «Профессиональное обучение без границ» (раздел «Проекты – «Территория возможностей» (spo.mosmetod.ru).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Данная АООП существенно отличается от других АООП 1-го и 2-го вариантов и схожа с вариантами 3 и 4 остальных адаптированных программ (они также ориентированы на учащихся с умственной отсталостью, но имеющих дополнительные нарушения развития).

По содержанию и итоговым достижениям образование по данной АООП не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья (то есть, речь идет о нецензовом образовании).

Учебные планы, по которым учатся дети и подростки с интеллектуальными нарушениями существенно отличаются от тех, по которым обучаются учащиеся, которым не требуется создание специальных условий, а также школьники других категорий с ОВЗ (АООП 1 и 2 вариантов). Академический компонент образовательной программы существенно уменьшается, в сравнении с вариантами 1 и 2 других АООП, больше внимания уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Причем, по 2 варианту еще больше уменьшен академический компонент, чем даже в 1-ом; основное внимание уделяется формированию жизненных навыков. В учебном плане нет таких предметов как «химия», «физика» и т.п., но введены специальные предметы, способствующие практической подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и труду, формированию у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, коррекции имеющихся нарушений («Основы социальной жизни», «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация, «Адаптивная физкультура» и др.).

Обучение осуществляется по специальным учебникам, учебным и дидактическим материалам, по особым технологиям, учитывающим особенности детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Учитывается потребность в индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной, смысловой организации образовательной среды.

В реализации АООП варианта 1 может быть выделено два или три этапа:

I этап ― (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы. Его цель — формирование основ предметных знаний и умений, коррекция недостатков психофизического развития обучающихся.

II этап ― 5-9 классы — направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

III этап ― 10-12 классы — решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 -13 лет. По окончании обучения выпускникам выдается не аттестат, а свидетельство об обучении. Оно дает право на продолжение получения образования по программам профессионального обучения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Учебные планы, по которым учатся дети и подростки с интеллектуальными нарушениями существенно отличаются от тех, по которым обучаются учащиеся, которым не требуется создание специальных условий, а также школьники других категорий с ОВЗ. Поэтому, если ваш ребенок будет продолжать учиться в том же классе, обучение будет протекать по индивидуальному учебному плану. В этом случае эффективна такая модель обучения, при которой вместе с классом он будет посещать только те уроки, на которых ему не сложно будет вместе с одноклассниками усваивать материал (разумеется, при создании для него специальных условий). Это, как правило, физическая культура, музыка, изобразительное искусство.  Во время тех уроков, материал которых ему вместе с одноклассниками усвоить сложно (математика, письмо и т.д.), либо это уроки, которых нет в учебном плане обучающихся по обычным программам, с ним будет заниматься другой учитель в это же время, либо учитель класса, но в иное время.

Если ваш ребенок будет учиться в классе, где все ученики обучаются по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то все уроки он будет находится с одноклассниками (если, конечно, нет каких-либо причин, по которым ему рекомендовано учиться по индивидуальному учебному плану). Такая модель обучения, как показывает практика, более эффективна.

Выбор модели обучения – право родителей/законных представителей. Но хотелось бы порекомендовать Вам прислушаться к мнению специалистов (учителей и сотрудников службы психолого-педагогического сопровождения) образовательной организации.

Адаптированная основная общеобразовательная программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией в соответствии со ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) и с учетом примерной Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с которой можно ознакомиться на сайте (https://fgosreestr.ru). Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте школы (как правило, он носит название «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще)образовательных программ»). После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.

Нет, не обязаны. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит для родителей/законных представителей детей рекомендательный характер.

Но все же стоит при этом понимать, что, если ребенку необходимы специальные условия получения образования, а родители/законные представители своими действиями препятствуют этому, они тем самым нарушают права ребенка. Обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью существенно отличается от обучения по основным образовательным программам. Для развития ребенка с умственной отсталостью и коррекции имеющихся у него трудностей очень важно создать специальные условия образования. Это можно сделать только по предоставленному заключению ПМПК и обучая его по соответствующей АООП.

После получения заключение ПМПК о том, что ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, родители/законные представители пишут заявление на имя директора школы о необходимости создания для ребенка специальных условий получения образования и переводе на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП).

И далее, исходя из рекомендаций ПМПК, школьного психолого-педагогического консилиума, мнения родителей/законных представителей, возможностей школы (не во всех комплексах есть отдельные группы/классы для обучающихся по данном у варианту АООП) подбирается формах реализации АООП. Это может быть как обучение совместно с другими школьниками, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).

Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26) образование для всех обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, осуществляется в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе.

Обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) должно быть организовано с использованием специальных учебников.

Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся; подбора специального учебного и дидактического материала. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая специальные прописи.

При реализации варианта 2, как показано в этом же документе, необходим специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 79, п.11) специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература предоставляются таким обучающимся бесплатно.

Нет, обучающийся с умственной отсталостью имеет право закончить обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) несмотря на то, какой у него возраст.

Продолжительность занятий, перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.

Вместе с тем, в отношении некоторых обучающихся (на период адаптации, при наличии повышенной утомляемости, по рекомендации врача, либо по иным объективным и серьезным причинам) возможно сокращение времени пребывания ребенка на уроке/занятии или уменьшение продолжительности коррекционного занятия. Данный вопрос рассматривается и утверждается на заседании ППк; необходимо и согласие родителей/законных представителей.

Учитель-логопед, педагог-психолог и учитель-дефектолог являются специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения, которые реализуют содержание коррекционно-развивающей области учебного плана.

В Учебном плане, представленном в примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (с ней можно ознакомиться на сайте (fgosreestr.ru), указаны обязательные курсы коррекционно-развивающей области.

Для 1 варианта — это «Ритмика» и «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)». Всего на эти занятия отводится не менее 6 часов в неделю из 10, которые отводятся на всю внеурочную работу.

Во 2 варианте — «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия». С 1 дополнительного по 5 класс на них отведено 10 часов, с 6 по 12 классы – 8 часов.

Кроме того, содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.

Это количество часов и должно быть разделено между специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения. Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599), выбор коррекционных курсов для конкретного обучающегося и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией, исходя из его особых образовательных потребностей на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА.

Психолого-педагогический консилиум школы не может перевести ребенка, обучающегося по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с 1 варианта на 2-ой ни по какой причине. В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что переход обучающегося с одного варианта АООП на другой возможен только  на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Только на ПМПК могут дать новое заключение с измененным вариантом АООП.

Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что при необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

Необходимость в тьюторе определяет либо психолого-медико-педагогическая комиссия (отмечая это в своем заключении), либо психолого-педагогический консилиум школы, если видит в этом необходимость (данное решение принимается на заседании ППк и обязательно согласуется с родителями/законными представителями).

Тьютор – специалист в области воспитания, относящийся к педагогическим работникам, имеющий педагогическое образование. Требования к образованию данного специалиста, его трудовые функции, и т.д. прописаны в  профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 г. №10н «Об утверждении профессионального стандарта в области воспитания». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 26.01.2017 г. № 45406). Он оказывает именно педагогическую поддержку ребенку.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья относится к младшему обслуживающему персоналу, обобщенная трудовая функция которого – деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Более подробная информация содержится  в профессиональном стандарте «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» ((Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N 351н  Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»).