Международный день семьи

Методические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных к Международному дню семьи

Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ

Пояснительная записка

Международный день семьи провозглашён резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году и ежегодно отмечается 15 мая.

В Российской Федерации Международный день семьи отмечается с 1995 года. В рамках Международного дня семьи проводятся различные просветительские, публичные и праздничные мероприятия – концерты, фестивали, конференции, благотворительные акции, тренинги, тематические практикумы, посвящённые темам семьи.

Семья как основной элемент общества была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, её важнейшей социальной функцией является воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения.

Эффективность процесса воспитания и взросления ребёнка, становление социализированной, способной к самоопределению личности во многом зависят от успешного взаимодействия семьи и школы, где одной из приоритетных педагогических задач образовательной организации является воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, её традициям и устоям.

Основные подходы к воспитанию семейных ценностей у обучающихся образовательных организаций

Работа по воспитанию семейных ценностей у обучающихся в системе образования должна строиться в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», где одним из основных направлений выступает развитие социальных институтов семейного воспитания.

Поддержка семейного воспитания направлена:

  • на содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
  • на создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
  • на поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учётом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
  • на создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Формирование ценностного отношения к семье у обучающихся раскрывается в рамках учебной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования предусматривают формирование у обучающихся нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, духовно-нравственное развитие в сфере семейных отношений:

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре нашей страны в рамках предмета «Окружающий мир»;
  • знакомство с основами законодательства о браке, положениями семейного права, обязанностями супругов по отношению друг к другу, обществу, детям, значимость семьи (рассматриваются в рамках учебных предметов «Обществознание» и «Право»);
  • в рамках предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» для старшеклассников представлены темы и разделы, связанные с изучением основ медицинских знаний и здорового образа жизни, профилактики инфекционных заболеваний и репродуктивного здоровья;
  • формирование умения вести домашнее хозяйство, знаний о культуре быта, бюджете семьи происходит на уроках предмета «Технология».

Важная роль в реализации психолого-педагогической поддержки современной семьи принадлежит внеклассным формам работы, где заложены такие направления, как воспитание семейной культуры, семейных ценностей, социализация обучающихся, сотрудничество и партнёрство образовательной организации с родителями и семьей.

Формами внеурочной работы образовательной организации с обучающимися и их родителями по формированию семейных ценностей выступают:

  • организация бесед, индивидуальных консультаций, практикумов, направленных на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • организация групповых мероприятий для обучающихся как в традиционной форме, так и в интерактивном формате (тематические занятия, беседы, диспуты, лекции, классные часы и т. д.);
  • проведение детско-родительских мероприятий, направленных на расширение опыта позитивного взаимодействия, уважение к старшему поколению, укрепление преемственности между поколениями (открытые семейные праздники, соревнования, конкурсы, семейные творческие проекты, семейные гостиные и т. д.);
  • использование таких форм работы, как квесты, КВНы, брейн-ринги, тренинги и т. д.;
  • создание образовательных проектов по развитию внутришкольной социальной среды, школьного уклада при участии обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников.

Организационные составляющие и условия проведения городской недели «Семья – источник любви, уважения, солидарности»,
приуроченной к Международному дню семьи 

Одной из форм работы по воспитанию семейных ценностей у обучающихся в образовательной организации может стать проведение профилактической недели «Семья – источник любви, уважения, солидарности», приуроченной к Международному дню семьи (15 мая).

Мероприятия недели направлены на создание условий, необходимых для эффективного межличностного общения и взаимодействия в семье.

В профилактической неделе «Семья – источник любви, уважения, солидарности» участвуют обучающиеся 1–11-х классов образовательных организаций и студенты колледжей, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, а также педагогические работники и родители (законные представители) обучающихся.

Цель профилактической недели: формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

Задачи недели:

  • формирование у обучающихся представлений о значении семьи в жизни человека;
  • усвоение нравственных ценностей семейной жизни, таких как любовь, уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к старшим и младшим, взаимопомощь и др.;
  • формирование позитивного опыта семейных отношений.

При подготовке мероприятий профилактической недели необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

Формы организации мероприятий недели для обучающихся начального уровня общего образования:

  • проведение для обучающихся начальных классов игровых тематических занятий, где затрагиваются темы семейных традиций, роли матери и отца, взаимовыручки и доброжелательных отношений в семье;
  • организация конкурсов, познавательных игр, выставок поделок;
  • проведение классного часа, посвящённого семье и семейным ценностям, с анализом и принятием традиционной семейной морали (уважительное отношение к другим, забота о старых и немощных членах семьи, культура семейных отношений), нравственных семейных ценностей (уважение, понимание, поддержка, доброжелательность);
  • классный час в форме этической беседы с обсуждением конкретной ситуации, конкретного поступка; в этические беседы можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений;
  • семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Формы организации мероприятий недели для обучающихся основного уровня образования

В 5–9-х классах, как и в начальной школе, актуально проведение классных часов, посвящённых семье и семейным ценностям. Для учащихся этого возраста занятия должны быть ориентированы на воспитание чувства ответственности за свою семью, свою фамилию, сохранение добрых семейных традиций, осознание истории семьи как части истории.

К числу наиболее эффективных форм проведения классных часов, посвящённых семье и семейным ценностям, для данной возрастной категории можно отнести:

  • рассказ, беседу и диспут – методы, где имеют место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников;
  • поучение примером – рассказ, показ, обсуждение, анализ литературного образа или жизненного факта личности.

Обучающимся 5–9-х классов целесообразно рассказать о семейных обязанностях. Полезно использование на занятии семейных фотоальбомов, символов и талисманов. При подготовке к занятию или в ходе его обучающиеся могут выполнить различные творческие задания, проекты по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).

Формы организации мероприятий недели для обучающихся 10–11 классов 

Для старшего подростка наиболее эффективными видами деятельности являются общение и социально значимая деятельность, осуществляемая в процессе общения со сверстниками, с младшими, со «значимыми взрослыми». В связи с этим рекомендуется провести классный час, посвящённый семье и семейным ценностям, совместно с младшими школьниками. При этом важно, чтобы подростки выступали в роли воспитателей по отношению к младшим. Основная тематика классных часов для старшеклассников может быть связана с усвоением моделей семейных отношений, информации о психологии брака, роли мужа и жены, отца и матери, с повышением социальной престижности отцовства и материнства, ознакомлением с вопросами ведения домашнего хозяйства, организации бюджета семьи. При организации мероприятий используются такие формы обучения, как беседы и лекции, диспуты, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий, написание и защита рефератов и творческих работ.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

— Конституция Российской Федерации;
— Конвенция ООН о правах ребёнка;
— Декларация о правах ребёнка;
— Семейный кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
— Федеральные государственные образовательные стандарты;
— Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
— Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

Электронные ресурсы

http://www.nra-russia.ru/pic/news/2018/05/28/01/3-chast-c.pdf
http://www.nra-russia.ru/pic/news/2018/05/28/01/4-chast-d.pdf
http://www.nra-russia.ru/news/2018/aprel/priglashaem-prinyat-uchastie-v-aprobaczii-komplekta-metodicheskix-posobij-shkola-budushhix-roditelej.html
http://nra-russia.ru/news/2018/aprel/naglyadnyie-posobiya-o-roli-i-meste-semi-v-kulturnom-i-evolyuczionnom-kontekstax.html
http://www.nra-russia.ru/pic/news/2018/05/28/01/5-chast-g.pdf
http://www.nra-russia.ru/pic/news/2018/05/28/01/1-chast-a.pdf
http://www.nra-russia.ru/pic/news/2018/05/28/01/2-chast-b.pdf