Неделя профилактики экстремизма

 Методические рекомендации о городской недели по профилактике экстремизма в подростковой среде «Единство многообразия»

  1. Общие положения
    • Настоящие рекомендации определяют порядок проведения городской недели по профилактике экстремизма среди несовершеннолетних «Единство многообразия».

1.2    Городская неделя по профилактике экстремизма разработана в соответствии с Декларацией принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995 г., Положением о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом  Президента РФ от 19.12.2012 № 1666
«О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О противодействии экстремистской деятельности», Постановлением Правительства Москвы от 07 июня 2011 г. № 248-ПП «О комплексных мероприятиях по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве».

  1. Цели и задачи недели по профилактике экстремизма

         Цель: снижение рисков возможного возникновения экстремистских проявлений в образовательной среде.

Задачи:

— выяснить исходный уровень информированности подростков об опасности экстремизма;

— сформировать у обучающихся отрицательное отношение к экстремистским проявлениям;

— расширить представление подростков о том, что они являются частью многонационального общества, где все представители имеют равные права;

—     развить у обучающихся навыки проявления силы воли и принятия собственных решений (выбор);

— проверить уровень усвоения информации.

  1. Время проведения недели по профилактике экстремизма.
    • Неделя по профилактике экстремизма проводится с 10 по 14 ноября 2014 года.
    • Информация по итогам проведения недели будет размещена на сайте Городского методического центра.
  2. Участники недели по профилактике экстремизма.

В неделе по профилактике экстремизма принимают участие обучающиеся 5-11 классов средних общеобразовательных организаций, дети группы риска, педагогический коллектив и родители.

  1. Содержание недели по профилактике экстремизма

5.1. Условия проведения недели по профилактике экстремизма:

  • события недели должны охватывать следующие категории участников образовательного процесса: педагогические работники, старшеклассники и их родители;
  • неделя должна быть целостной и законченной, иметь основную идею и девиз;
  • каждый день недели должен быть отмечен различными мероприятиями (уроки, лекции, акции, круглые столы, диспуты, семинары).

5.2. Программа проведения недели по профилактике экстремизма:

1-й день

Открытие недели.

  1. Приветствие участников недели. Трансляция выступления организаторов on-line во всех классах школы, проведение вводного опроса (I этап) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
  2. Акция «Плакат мира»

На первом этаже размещается ватман, предварительно детям даётся задание, которое они выполнят дома – необходимо подобрать стихотворение на тему «Мир во всём мире» или сочинить слоган по этой теме, или высказывание знаменитых людей. По приходу в школу детей будет ждать ватман, клей или двухсторонний скотч и силуэты птиц из цветной бумаги (лучше разных форм) – обучающиеся выбирают птиц, пишут на нах информацию на тему «мир во всём мире и наклеивают птиц на ватман.

  1. Демонстрация видеофильмов из списка: (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Видеофильмы выбираются педагогом класса совместно с обучающимися (в соответствии со спецификой класса).

После просмотра фильма каждая группа проводит беседу, участники обсуждают сюжет фильма и делают выводы для себя.

Примерные вопросы обучающимся:

― Что вы почувствовали, посмотрев данный фильм?

― Как по вашему, о чём этот фильм и каков его смысл, что вы поняли для себя, посмотрев данный фильм?

― Как увиденное, соотносится с реальной современной ситуацией в обществе (как соотносится с реальной жизнью?)

― Какие действия предполагаете для себя принимать?

2, 3 день

Проведение конкурса проектов «Многонациональная Москва» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

В конкурсе участвуют работы, отражающие преимущества многонациональной столицы. Это проекты, рассказывающие о значимых местах города Москвы, которые создавали и в которых трудились люди различных национальностей.

Для реализации конкурса необходимы следующие элементы:

  1. Положение по конкурсу
  2. Программа конкурса и выступлений
  3. Члены жюри
  4. Оценочные листы
  5. Итоги конкурса

 

 

 

3 день

Проведение фотоконкурса «Разные лица Москвы»  (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

4 день

Проведение акции в поддержку терпимости и благоразумия – «Синяя ленточка».

Обучающиеся раздают синие атласные ленточки и листовки со следующим примерным содержанием:

  1. Тема листовки должна быть направлена на профилактику экстремистских проявлений среди жителей Москвы;
  2. Содержательный текст и тематические картинки;
  3. Содержание контактных данных полезных организаций и ведомств, соответствующих теме листовки;
  4. Размер листовки А5 или A6.

5 день

Проведение круглого стола по теме «Моногообразие национальностей – наше преимущество (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Примерная программа круглого стола.

— Проведение итогового анкетирования (II этап) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Подведение итогов «Недели профилактики экстремизма».

Награждение самых активных участников мероприятия.

По итогам проведения недели по профилактике экстремизма образовательной организации  необходимо подготовить отчёт в виде презентации или видеоролика.

6.1. Требования к видеоролику:

видеоролик должен содержать в себе информацию о проведении Недели профилактики экстремизма в школе, длительность видеоролика не более 1-3 мин;

6.2. Требования к презентации:

презентация должна содержать в себе информацию о проведении Недели профилактики экстремизма в школе, размер презентации – не более 12 слайдов, презентацию следует выполнить в  программе Microsoft Office Power Point.

 

 

 

 

Информацию о проведении недели профилактики экстремизма рекомендуется разместить на сайте образовательной организации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для обучающихся (1 этап) (неделя по профилактике экстремизма)

ГОУ №______________класс_________пол (муж/жен)

Внимательно прочитайте вопросы и выбрав один из предложенных ответов, подчеркните его.

 

1.Насколько ты хорошо понимаешь цель недели «Единство многообразия»?

А) Мне понятно, зачем ее проводят, понятна цель недели и почему мне в ней было бы желательно участвовать

Б) Мне понятна цель недели, но я не совсем понимаю, зачем мне надо в ней участвовать

В) Мне не совсем хорошо объяснили цель недели, и то, зачем мне в ней участвовать

Г) Цель недели мне не ясна, я мог (ла) бы не участвовать в ней

2.Насколько тебе интересно участвовать в данном мероприятии:

А) Крайне интересно

Б) Интересно

В) Немного интересно

Г) Не интересно

3.Как ты думаешь, участие в этом мероприятии поможет решить проблемы, пользу ученикам школы

А) Уверен (а) в этом

Б) Думаю, что какие-то проблемы поможет решить

В) Не уверен (а), может чем-то поможет

Г) Не думаю

  1. Как ты понимаешь, что такое многонациональность присутствует ли она в твоей школе? (Напиши ответ, состоящий из нескольких предложений)

5.Поставь знак «+» в кружочек рядом с утверждением, которое считаешь верным и знак «-» рядом с утверждениями которые по твоему мнению не верны

 

В моей школе есть ученики разных национальностей

Мне нравится, что вместе со мной учатся русские, азербайджанцы, узбеки, украинцы, белорусы, и представители других национальностей

Напиши, к какой национальности ты себя относишь сам?

Анкета для обучающихся (2 этап) (неделя по профилактике экстремизма)

ГОУ №______________класс_________пол (муж/жен)

Внимательно прочитайте вопросы и выбрав один из предложенных ответов, подчеркните его.

 

1.Как ты думаешь такие мероприятия нужно проводить в школах, насколько они актуальны

А) Безусловно нужно

Б) Можно проводить

В) Иногда можно и провести

Г) Нет, не обязательно

2.Насколько тебе было интересно участвовать в данном мероприятии:

А) Крайне интересно

Б) Интересно

В) Немного интересно

Г) Не интересно

3.Как ты думаешь, участие в этом мероприятии помогло тебе решить свои проблемы, принесло тебе пользу?

А) Уверен (а) в этом

Б) Думаю, что какие-то проблемы мне помогло решить

В) Не уверен (а), чем-то наверное помогло

Г) Не думаю

4.Что более всего тебе запомнилось в этой программе, какие мероприятия

А)___________________________________________________________________________________________________

Б)___________________________________________________________________________________________________

В) ___________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Список кинофильмов:

  1. реж. М. Ледер, Заплати другому, 2000;
  2. реж. М. Ромм, Обыкновенный фашизм, 1965;
  3. реж. Р. Быков, Чучело, 1983;
  4. реж. Д. Ганзель, Эксперимент 2: Волна, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПОЛОЖЕНИЕ

Проведение конкурса проектов «Многонациональная Москва»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи конкурса проектов «Многонациональная Москва». Далее (Конкурса).

1.2. Конкурс проводится в рамках недели профилактики экстремизма.

1.3. Мероприятия Конкурса направлены на реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», приоритетного национального проекта «Образование».

1.4 Предмет Конкурса это проекты обучающихся о значимых местах города Москвы, которые создавали и в которых трудились люди различных национальностей.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель Конкурса: развитие участниками образовательного процесса позитивного восприятия города Москвы как многонациональной системы.

Задачи конкурса:

1)      Сформировать стремление участников образовательного процесса к межкультурному взаимодействию.

2)      Развить у участников образовательного процесса представление о городе Москве, как о многонациональном городе

3)      Поднять престиж ценности, разнообразия культур различных национальностей города Москвы.

  1. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА

Организатор Конкурса – администрация образовательной организации.

  1. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

5.2. Участники Конкурса обучающиеся 5-11 классов 1 человек или группа, (творческий коллектив не более 5 человек) являющиеся обучающимися одного и того же класса.

5.3. Допускается участие руководителей проекта (учителей, преподавателей, воспитателей, педагогов дополнительного образования) и родителей.

  1. 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ И ЖЮРИ

6.1. Для организации и проведения конкурса, работы экспертного совета и жюри создается организационный комитет конкурса.

6.2. Организационный комитет конкурса осуществляет:

  • согласование критериев оценки конкурсных работ;
  • организационно-методическое сопровождение конкурса;
  • согласование предложений о поощрении авторов, представивших лучшие работы.

6.3 Состав оргкомитета:

Администрация образовательной организации

6.4. Экспертный совет и жюри Конкурса осуществляет изучение и оценку конкурсных материалов, определяет победителя и призеров конкурса. Состав экспертного совета и жюри определяется оргкомитетом.

6.5 В состав жюри входят:

  • Руководители образовательной организации, педагоги, представители родительской общественности.
  1. 7. СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.

Описываются в соответствии с решением руководства образовательной организации.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОЙ РАБОТЕ.
  2. Доклад с презентацией. (презентация не более 25 слайдов, доклад не более 12 листов)
  3. Выступление. (7 минут)
  1. НОМИНАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ.

9.1 В Конкурсе предусмотрены следующие номинации:

1)      «Архитектура многонациональной Москвы и люди»;

2)      «Исторические личности многонациональной Москвы, повлиявшие на ход истории»;

3)      «Герои Москвы»;

4)      «Народонаселение Москвы».

9.2 Критерии оценки.

1)      степень раскрытия темы;

2)      соответствие темы работы выбранной участником номинации;

3)      позитивные установки, избегание запугивания, запретов, право на информационную безопасность (соответствию характера информации возрасту и психологическим особенностям целевой аудитории),

4)      оригинальность темы;

5)      эстетически приемлемое художественно-композиционное решение.

10 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

Регулируется образовательной организацией.

            ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПОЛОЖЕНИЕ

Проведение фотоконкурса «Разные лица Москвы».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи фотоконкурса «Разные лица Москвы». Далее (Конкурса).

1.2. Конкурс проводится в рамках недели профилактики экстремизма.

1.3. Мероприятия Конкурса направлены на реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», приоритетного национального проекта «Образование».

1.4 Предмет Конкурса это фотографии обучающихся, изображающие людей города Москвы, культурные и архитектурные объекты.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель Конкурса: привлечение внимания участников образовательного процесса к многонациональному городу Москве.

Задачи конкурса:

1)    Сформировать стремление участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов.

2)    Выработать отрицательное отношение участников образовательного процесса к проявлениям ксенофобии и экстремизма

3)    Поднять престиж ценности, разнообразия культур различных национальностей города Москвы.

4)    Развить мотивацию участников к межкультурному взаимодействию.

  1. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА

Организатор Конкурса – администрация образовательной организации.

  1. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

5.2. Участники Конкурса обучающиеся 5-11 классов 1 человек или группа, (творческий коллектив не более 5 человек) являющиеся обучающимися одного и того же класса.

5.3. Допускается участие руководителей проекта (учителей, преподавателей, воспитателей, педагогов дополнительного образования) и родителей.

  1. 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ И ЖЮРИ

6.1. Для организации и проведения конкурса, работы экспертного совета и жюри создается организационный комитет конкурса.

6.2. Организационный комитет конкурса осуществляет:

  • согласование критериев оценки конкурсных работ;
  • организационно-методическое сопровождение конкурса;
  • согласование предложений о поощрении авторов, представивших лучшие работы.

6.3. Экспертный совет и жюри Конкурса осуществляет изучение и оценку конкурсных материалов, определяет победителя и призеров конкурса. Состав экспертного совета и жюри определяется оргкомитетом.

6.5 В состав жюри входят:

  • Руководители образовательной организации, педагоги, представители родительской общественности.
  1. 7. СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.

Описываются в соответствии с решением руководства образовательной организации.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОЙ РАБОТЕ.
  2. Фотография, выполненная на листе А4 (на фотобумаге)
  3. Наличие фоторамки А4 цвете «Орех»
  4. Без использования
  1. НОМИНАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ.

9.1 В Конкурсе предусмотрены следующие номинации:

1)      «Архитектура многонациональной Москвы»;

4)      «Народонаселение Москвы»;

5)      «Животный мир Москвы»

9.2 Критерии оценки.

1)      степень раскрытия темы;

2)      соответствие темы работы выбранной участником номинации;

3)      позитивные установки, избегание запугивания, запретов, право на информационную безопасность (соответствию характера информации возрасту и психологическим особенностям целевой аудитории),

4)      оригинальность картинки;

5)      эстетически приемлемое художественно-композиционное решение.

10 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

Регулируется образовательной организацией.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Проект примерной программы круглого стола «Многообразие национальностей-наше преимущество!»

Примерное содержание.

  1. Ведущие круглого стола: Ф.И.О.
  2. Вступительное слово: Ф.И.О., должность педагога.
  3. Выступления обучающихся по теме: «Многообразие национальностей-наше преимущество!»
  • Тема: Ф.И.О.
  • Тема: Ф.И.О.
  1. Организация дискуссии по теме: «Многообразие национальностей-наше преимущество!»
  2. Принятие резолюции круглого стола.

Материалы