Проект «Территория взаимодействия»
В целях формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях в территориальном отделении «Чертаново» Городского психолого-педагогического центра успешно реализуется социально-образовательный проект «Территория Взаимодействия».
Что же представляет собой «Территория взаимодействия»? Это специальным образом организованная интерактивная среда, где детям, не имеющим отклонений в развитии, предоставляется возможность почувствовать на себе влияние различных ограничений: в передвижении, зрительном и слуховом восприятии и др. Это создает условия для подлинного понимания и уважения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, а значит формированию толерантного отношения.
В ходе реализации проекта решается несколько важных задач на следующих уровнях:
- когнитивный, когда ребенок расширяет свои представления и получает определенные знания о детях с ограниченными возможностями здоровья;
- эмоциональный, когда между детьми возникает эмпатия вне зависимости от их физических возможностей;
- коммуникативный, когда дети овладевают навыками общения – умения слышать другого, понять его чувства и открыто говорить о своих;
- поведенческий, когда дети получают конкретные правила в ситуации взаимодействия со сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
«Территория Взаимодействия» разделена на зоны: Сумеречная аллея, Таинственный лабиринт, Лабиринт на колёсах, Беседка тишины, Кинозал. В каждом уголке «Территории Взаимодействия» детям предоставляется уникальная возможность испытать себя в необычных ситуациях: с завязанными глазами пройти отрезок пути, наполненный всевозможными препятствиями; управляя инвалидной коляской, проехать запутанный лабиринт; пообщаться при помощи жестовой речи или дактильной азбуки друг с другом. В кинозале организован просмотр фильмов о людях с инвалидностью, добившихся успехов в различных сферах жизни и деятельности.
Пребывание на «Территории Взаимодействия» имеет четкую структуру и этапы проведения:
- Моделирование проблемной ситуации – детям дается описание трудностей, с которыми сталкиваются различные категории детей с ОВЗ. Обсуждаются возможные варианты решения ситуаций.
- Информирование — как решают проблемные ситуации дети с ОВЗ.
- Изучение технологии – детям предлагается попробовать себя в решении той или иной проблемной ситуации, в которой оказываются дети с ОВЗ.
- Рефлексия – получение обратной связи, резюмирование полученной информации и опыта от детей.
Реализация социально-образовательного проекта «Территория Взаимодействия» позволяет достичь следующих результатов:
- Изменить социальные установки и образ мышления по отношению к детям-инвалидам и детям с ОВЗ;
- Вовлечь в образовательный процесс детей с ОВЗ, ранее не посещавших образовательные учреждения;
- Создать единое информационное пространство по развитию образовательной интеграции (инклюзии);
- Привлечь внимание общественности к вопросам и проблемам инклюзивного образования;
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в части инклюзивного образования.
Рабочая группа проекта
Рабочая группа проекта (2017 - 2018)
Руководитель проекта
№ | ФИО | ТО | Должность | |
1 | Абрамова Ольга Викторовна | Чертаново | Ст. методист | AbramovaOV1@edu.mos.ru |
Рабочая группа
1 | Бобкова Лариса Николаевна | педагог-психолог | Чертаново |
2 | Писарева Марина Викторовна | методист | Чертаново |
3 | Шевченко (Черкасова) Виктория Александровна | педагог-психолог | Чертаново |
4 | Шевченко Дмитрий Михайлович | педагог-психолог | Чертаново |
5 | Васильева Наталья Анатольевна | педагог-психолог | Чертаново |
6 | Сильченко Марианна Григорьевна | педагог-психолог | Чертаново |
7 | Науменко Ирина Александровна | методист | Южное Бутово |
8 | Серавкина Марина Сергеевна | педагог-психолог | Южное Бутово |
9 | Свешникова Татьяна Петровна | педагог-психолог | Южное Бутово |
10 | Киселева Людмила Викторовна | социальный педагог | Южное Бутово |
11 | Прошунина Галина Анатольевна | старший методист | Зеленоградское |
12 | Холоднов Алексей Владиславович | педагог-психолог | Зеленоградское |
13 | Байдык Олеся Алексеевна | педагог-психолог | Зеленоградское |
14 | Репкина Наталья Анатольевна | педагог-психолог | Зеленоградское |
15 | Арескина Людмила Анатольевна | учитель-дефектолог | Зеленоградское |
Рабочая группа проекта (2016 - 2017)
Руководитель проекта
№ | ФИО | ТО | Должность | |
1 | Абрамова Ольга Викторовна | Чертаново | Ст. методист | AbramovaOV1@edu.mos.ru |
Рабочая группа
2 | Банников Павел Александрович | педагог-психолог | Чертаново |
3 | Белецкая Эльвира Айратовна | педагог-психолог | Чертаново |
4 | Бобкова Лариса Николаевна | педагог-психолог | Чертаново |
5 | Писарева Марина Викторовна | методист | Чертаново |
6 | Черкасова Виктория Александровна | педагог-психолог | Чертаново |
7 | Шевченко Дмитрий Михайлович | педагог-психолог | Чертаново |
8 | Васильева Наталья Анатольевна | педагог-психолог | Чертаново |