В подростковом возрасте ребенок всеми возможными способами начинает демонстрировать своей семье, что теперь он другой и с ним тоже надо считаться. Он становится «колючим», отказывается заниматься в тех кружках и секциях, которые еще совсем недавно приносили ему массу удовольствия, не хочет идти к бабушке на день рождения.
Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения (меняются пропорции тела, рост, вес) и гормональную перестройку (гормоны роста, стресса, половые гормоны). Из-за нестабильного гормонального фона эмоции становятся интенсивнее, у него часто меняется настроение, его легче вывести из себя или расстроить. Ребенок может казаться неуправляемым: говорит одно, делает другое, а хочет вообще третье.
Как помочь подростку пройти период взросления более мягко, как соблюсти новые контуры и границы общения, не заходя за красные линии, и сохранить теплые отношения в семье – этими вопросами задается каждый родитель. Ответить на них поможет педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра столичного департамента образования и науки Ольга Уженцева.
Помните, что общение со сверстниками – ведущая деятельность подростка
Примите, что общение среди сверстников – это ведущая деятельность этого возраста. Ваш ребенок может быть любителем многочисленных и разнообразных компаний или предпочитать постоянную дружбу с одним-двумя друзьями. Это нормально.
Через дружбу подросток знакомится с разными чувствами и ситуациями – сотрудничество, любовь, поддержка, разногласия, верность. Постарайтесь не торопиться с оценкой друзей, больше слушайте и задавайте вопросы «А что ты сам думаешь о них (о человеке, о ситуации)?», «Как бы ты поступил?».
Такое общение поможет научиться рефлексировать, то есть анализировать чувства и понимать поступки. Осторожно! Поторопившись с негативным оцениванием, вы рискуете тему друзей «поставить на стоп».
Помогайте учиться самоконтролю
Этот навык позволяет регулировать свои эмоции и желания, а также достигать результатов в любой деятельности за более короткое время. Самый легкий способ – это использовать упражнения, например, «Пятерка». Для его выполнения нужно от 10 до 30 секунд времени. Оглянитесь и постарайтесь найти пять объектов одного или разных цветов вокруг себя. Прислушайтесь к звукам – какие пять вы можете слышать? Обратите внимание на телесные ощущения и почувствуйте, что вы испытываете сейчас? Если замечаете, что начинаете отвлекаться и уходить в мысли слишком сильно, что случится наверняка, просто вернитесь к выполнению задания. Также отлично помогают развивать самоконтроль регулярные физические упражнения или тренировки.
Обращайте внимание на усилия ребенка
Учитесь обращать внимание не только на результат, например, на школьные оценки, но и на действия подростка, затраченные качественные и количественные усилия. Так как в этот период самооценка также претерпевает изменения, используйте конкретную похвалу, это даст ребенку опору и уверенность в своих силах. Например: «Ты проявил большую настойчивость, чтобы освоить эту тему», «Здорово, что вы вместе с друзьями обсудили сложную задачу и приняли решение».
Установите правила
Обсудите правила и последствия, которые будут в случае их нарушения. Подросток обязательно будет пробовать нарушить договоренности, уговаривать поменять правила в удобную для себя сторону. Даже если в какой-то момент вам будет проще отступить, не забывайте, что последовательность ваших реакций обеспечивает психологическую безопасность ребенка, так как ваше поведение в хорошем смысле предсказуемо. Например, договоритесь о том, что теперь генеральную уборку в своей комнате или на своем столе он делает самостоятельно один раз в неделю в субботу. Не выполняйте эту работу за него. Определите четкое и понятное «наказание» в случае неисполнения и следуйте ему.
Постепенно снижайте уровень контроля
Привычные вопросы родителя «Что?» «Как?» «Когда?» «Почему?» выстраивают в общении с подростком глухую стену. Он начинает воспринимать такие вопросы, как вторжение в его личное пространство. Обсудите с ребенком, какие дела он может делать без ваших подсказок и проверок результата? Например, это может быть самостоятельное выполнение домашнего задания по каким-то конкретным предметам, прогулка с собакой.
Хвалите, проявляйте внимание, будьте открыты, но не навязчивы
Будьте готовы, что не все будет получаться сразу! Но только самостоятельное выполнение задачи от начала до конца может перейти в навык. Обязательно хвалите, даже за небольшие успехи. В подростковом возрасте родительская поддержка очень важна и заключается она, в первую очередь, в доброжелательном внимании и ненавязчивой вовлеченности в жизнь ребенка. Демонстрация подростку, что вы рядом и открыты к контакту, к помощи, и готовы ждать обращения к вам подростка столько, сколько потребуется. Помните, подростковый период пройдет, а отношения останутся навсегда!
Полную версию статьи читайте здесь