Многие родители стремятся дать детям максимально выгодный старт в жизни, поэтому начинают приобщать их к развивающим занятиям с самого рождения. Важно понимать, что раннее развитие – это не просто раннее обучение, а процесс, который должен учитывать естественные этапы взросления ребенка. О тонкостях процесса рассказала логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Светлана Антонова.
Почему концепция так популярна
Раннее развитие – это концепция, согласно которой мозг ребенка к 3 годам формируется на 70–80%, а к 6 годам – на 90%. Сторонники этой модели утверждают, что именно в этот период важно помочь ребенку освоить ключевые навыки, иначе «будет поздно». Дети действительно в раннем возрасте, как губки, – впитывают информацию быстро и легко, а задача родителей – помочь им в этом через игру, общение и творчество.
Но родители часто попадают в плен модных блогеров, которые, преследуя коммерческие цели, смело делятся непроверенными данными о раннем развитии.
И вот уже в детской 2–летнего малыша появляются кубики Зайцева, карточки Домана, гаджеты с «обучающими» играми.
Что важно учитывать в раннем развитии
Раннее развитие и форсированное обучение – это разные вещи. Важно учитывать так называемые сензитивные периоды – этапы, когда ребенок наиболее восприимчив к освоению конкретных навыков, иначе есть риск перегрузить мозг малыша, который еще не готов к сложной информации. Например, до года основным будет сенсорное и двигательное развитие, в период 1–3 года – развитие речи, общение и имитация, 3-6 лет – эксперименты с предметами, интерес к счету, классификации, творчество и фантазия, и конечно – развитие социального интеллекта (сопереживание, понимание чувств другого).
И все это в активном взаимодействии со взрослым – поддерживающим и помогающим, искренне радующимся маленьким победам ребенка.
Если идти наперекор природе, стараться «научить читать раньше, чем говорить», можно причинить вред: перескакивая через ступеньки, легко пропустить формирование фундамента для будущих навыков.
Аргументы «за»
Раннее развитие дает ребенку хороший старт для будущего, способствует улучшению памяти, речи, креативности и социальных навыков. Оно помогает выявить природные таланты и склонности к музыке, спорту или науке, что позволяет направить обучение в нужное русло. Кроме того, первые успехи в любой деятельности формируют здоровую самооценку и уверенность в себе, создавая прочную основу для дальнейших достижений.
Аргументы «против»
Чрезмерное раннее развитие может привести к перегрузке, вызывая усталость, капризы и даже отвращение к учебе, так как мозг и психика малыша еще не готовы к длительным нагрузкам.
Жесткий график занятий лишает ребенка времени на свободную игру и фантазию.
Кроме того, чрезмерное давление со стороны родителей порождает страх неудачи и отвращение к навязанной деятельности, а форсирование обучение чтению и письму может навредить, так как их успешное усвоение требует зрелости психики.
Как найти золотую середину
Раннее развитие – это не гонка, а возможность помочь ребенку раскрыть свой потенциал. Следите за интересом малыша: если он увлечен – поддерживайте, если он теряет интерес – переключайтесь.
Игра должна стать основой обучения, ведь через строительство замков из кубиков, рисование, пение или счет ступенек ребенок осваивает новые навыки естественно и непринужденно.
Важно не сравнивать его с другими, ведь каждый ребенок уникален, и соседский «вундеркинд» – не эталон. Главное – любить своего ребенка без условий, хвалить, обнимать и поддерживать, чтобы он чувствовал себя ценным не за достижения, а просто так.