Skip to main content
search

Всемирный день без табака

Методические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных к Всемирному дню без табака

Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ

Пояснительная записка

Ежегодно 31 мая во многих странах мира, в том числе и России, проводится Всемирный день без табака, учреждённый Всемирной организацией здравоохранения в 1987 году.

Основной целью Всемирного дня без табака является привлечение внимания общественности к проблеме табакокурения, защите нынешнего и будущих поколений не только от разрушительных последствий для здоровья, но также и от социальных, экологических и экономических бедствий, связанных с употреблением табака и воздействием табачного дыма.

В 2008 году Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, определив для себя разработку и внедрение эффективных законодательных и иных мер в области борьбы с потреблением табака. В целях снижения потребления никотинсодержащей продукции в Российской Федерации был принят комплекс мер, направленных на создание базовых условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма (Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции»; Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 18.11.2019 № 2732-р).

В настоящее время в Российской Федерации, помимо употребления табака и табачных изделий, зафиксировано распространение жевательного и нюхательного табака, создающих и поддерживающих никотиновую зависимость. Более того, распространение получают новые виды курительных табачных изделий, потребляемых с помощью специально разработанной курительной принадлежности – устройства для нагревания табака, а также иной никотинсодержащей продукции.

Именно подростки и молодёжь наиболее уязвимы в отношении формирования химических аддикций, поэтому задача родителей и педагогических работников образовательной организации – направить усилия на предотвращение условий (причин), способствующих вовлечению несовершеннолетних в употребление психоактивных веществ, в число которых входит никотин.

Система российского образования активно реализует задачи первичной профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ. Существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения можно осуществить за счёт комплексной системной профилактической работы с несовершеннолетними и молодёжью, используя профессиональный и организационный ресурсы системы образования.

Основные подходы по профилактике употребления никотинсодержащей продукции среди несовершеннолетних и молодёжи

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления психоактивных веществ, в том числе и содержащих никотин, несовершеннолетними и молодёжью.

Главная цель профилактической деятельности направлена на минимизацию условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ в образовательной среде для достижения конечного результата – исключения психоактивных веществ из жизни несовершеннолетних.

Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной организации является комплексная система организации образовательной деятельности. Комплексная система профилактики направлена на обучение и воспитание детей и молодёжи, снижение риска употребления психоактивных веществ за счёт расширения социальных компетенций, формирования личностных качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды на подростков.

Целевыми группами (субъектами) в профилактической работе школы являются: обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, которые способны оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодёжи.

Реализация профилактической деятельности в образовательной организации может осуществляться за счет:

— формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления психоактивных веществ, в том числе и содержащих никотин, как опасным для здоровья;
— формирования универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность самореализации с учётом личностных ресурсов;
— формирования здоровых привычек у подростков, приобщения к спорту и другим видам активной деятельности.

Деятельность педагогов, школьных психологов по профилактике употребления психоактивных веществ и табакокурения должна быть направлена на разные адресные группы. В первую очередь это:

— группы несовершеннолетних с высоким риском вовлечения в употребление психоактивных веществ, дети и подростки, испытывающие трудности социальной адаптации;
— подростки с отклоняющимся поведением;
— родители (законные представители);
— другие участники образовательной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты на разных уровнях общего образования определяют основные направления работы по организации профилактики употребления психоактивных веществ и табакокурения в школе:

— интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы через систему уроков в начальной школе («Окружающий мир», «Физическая культура»), в основной и старшей школе через метапредметную связь («Биология», «ОБЖ», «Физическая культура», «Обществознание»);

— воспитательная работа в рамках внеурочной деятельности (тематические занятия, тренинги, ролевые игры, дискуссии) и дополнительное образование (спортивные кружки, секции, занятия в творческих коллективах, студиях и клубах);

— индивидуальная работа с обучающимися, направленная на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от психоактивных веществ, содержащих никотин, и табачных изделий, повышение мотивации на здоровый образ жизни.

Педагогические работники в рамках урочной и внеурочной деятельности могут проводить мероприятия первичной профилактики, направленные на формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а также на развитие ресурсов личности обучающихся.

В рамках межведомственного взаимодействия с образовательными организациями особое место отводится привлечению к профилактической работе сотрудников правоохранительных органов и медицинских работников системы здравоохранения для проведения встреч и занятий, направленных на правовые аспекты потребления психоактивных веществ, негативное влияние употребления никотиносодержащей продукции и табакокурения на здоровье, а также ответственность за их распространение.

Организационные составляющие и условия проведения недели профилактики употребления табачных изделий «Мы – за чистые лёгкие!»

Инструментом в работе по профилактике употребления психоактивных веществ, содержащих никотин, и табачных изделий среди обучающихся в образовательной организации может стать профилактическая неделя «Мы – за чистые лёгкие!».

Профилактическая неделя «Мы – за чистые лёгкие!» приурочена к Всемирному дню без табака (31 мая), когда население всех стран объединяется для борьбы стабакокурением и употреблением никотинсодержащей продукции.

В образовательных организациях неделю профилактики употребления табачных изделий «Мы – за чистые лёгкие!» целесообразно провести в четвёртую неделю мая.

Мероприятия недели должны быть направлены на формирование у обучающихся представлений и норм поведения, снижающих риск приобщения к табакокурению и употребления никотинсодержащей продукции, развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. В профилактической неделе «Мы – за чистые лёгкие!» должны участвовать не только педагогические работники, обучающиеся 5–11-х классов и студенты колледжей образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, но и родители (законные представители) обучающихся.

Цель профилактической недели: формирование у обучающихся ценностных ориентаций, мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи недели:  

— снижение рисков возможного интереса у обучающихся к употреблению никотинсодержащей продукции и табачных изделий через расширение социальных компетенций, приобщение к спорту и здоровому образу жизни;
— формирование личностных качеств несовершеннолетних, повышающих их устойчивость к негативным психосоциальным воздействиям;
— развитие и поддержка позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья обучающихся.

Условия проведения недели профилактики употребления табачных изделий «Мы – за чистые лёгкие!»:

  1. Привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов).
    2. Тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающихся.
    3. Учёт возрастных особенностей обучающихся.
    4. Взаимодействие с родительской общественностью.
    5. Межведомственное взаимодействие в сфере профилактики зависимого поведения с правоохранительными органами, центрами профилактики зависимого поведения и профилактики и лечения табачной и нехимических зависимостей, комиссиями по делам несовершеннолетних и т. д.

В ходе проведения профилактической недели необходимо использовать дифференцированные подходы к обучающимся с учётом уровней общего образования, установленных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На всех уровнях образования от дошкольников до студентов колледжей профилактическая работа направлена:

— на формирование представлений о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения, развитие навыков самоконтроля;
— расширение знаний о негативном воздействии никотинсодержащей продукции и табачных изделий на организм человека, формирование устойчивости к негативному давлению среды;
— на выработку навыков высокой самооценки себя как личности (необходимо заложить установку «не делай, как другие» по отношению к никотинсодержащей продукции и табачным изделиям);
— на освоение навыков отказа («умей сказать: «НЕТ!»), умения найти выход в конфликтной ситуации, определение своих ценностей, выстраивание жизненных целей.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» необходимо придерживаться чётко сформулированных позиций по отношению к неэффективным средствам профилактики. При подготовке недели профилактики табачных изделий «Мы – за чистые легкие!» в работе не должны использоваться:

— установка на страх зависимости от никотинсодержащей продукции и табачных изделий;
— изображения или описания психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, включая конкурсы плакатов с использованием тем ПАВ;
— предоставление обучающимся информации о психотропных и (или) об одурманивающих веществах, об опасных последствиях их потребления, о действии психоактивных веществ, способах приготовления или приобретения никотинсодержащей продукции и табачных изделий;
— использование специфического сленга;
— проведение театрализованных «антирекламных» акций с использованием атрибутики никотинсодержащей продукции и табачных изделий.

Не рекомендуется в каких-либо «воспитательных» целях использовать психотравмирующую информацию. Необходимо помнить об этической и нравственной стороне предоставляемой информации!

В организации профилактической работы с обучающимися по профилактике употребления никотинсодержащей продукции и табачных изделий наибольшую эффективность имеют не дидактические информационно-образовательные методы, а интерактивные формы работы (моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, тренинги, диспуты и т. д.), позволяющие сформировать активную личностную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ и табакокурению, повысить мотивацию обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

  1. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака.
    2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    4. Федеральные государственные образовательные стандарты.
    5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
    6. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 мая 2019 года).
    7. Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
    8. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции».
    9. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу (утверждена распоряжением правительства РФ от 18.11.2019 № 2732-р).
    10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 апреля 2009 г. № 23 «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей».

Электронные ресурсы

  1. ГБОУ ГМЦ ДОНМ: «Информационный ресурс о здоровом образе жизни».
  2. Электронная платформа МЭШ
  3. Центр профилактики и лечения табачной и нехимических зависимостей.