Skip to main content
search

Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

Методические рекомендации по проведению городской недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Чечерина Ольга Николаевна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ

Пояснительная записка

В последнее воскресенье января во всем мире отмечается Международный День БЕЗ Интернета (International Internet-Free Day), главная цель которого – полностью отвлечь людей от компьютеров и глобальной сети, чтобы прожить этот день исключительно в «реальном» мире.

Стремительное развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на взросление, обучение и социализацию современного поколения детей и подростков. Важнейшими институтами социализации, помимо семьи и школы, всё активнее становится образование нового поколения через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (статья 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к организации информационно-образовательной среды образовательной организации: «Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и предоставления информации». При этом в рамках образовательной среды необходимо обеспечить информационную безопасность детей.

Возрастающее развитие информационных и коммуникационных ресурсов, доступность медиасредств (смартфонов, планшетов, компьютеров и др.) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию.

По данным «Лаборатории Касперского» http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/166-chto-deti-ishchut-v-seti-statistika, подрастающее поколение современных детей и подростков много времени проводит в Интернете. Зависимость молодёжи и подростков от социальных сетей выражена в большей степени, чем среди лиц среднего и старшего возраста.

Целью образовательной организации по обеспечению информационной безопасности обучающихся является защита от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия. Достижение данной цели возможно при условии эффективного сочетания совместных усилий семьи и школы.

Совместная работа по обеспечению информационной безопасности детей должна быть направлена на выработку навыка самостоятельной оценки контента, умения анализировать и отличать настоящие новости от дезинформации, противостоять манипулированию и зловредной рекламе асоциального поведения.

Основными направлениями работы по формированию информационной безопасности обучающихся являются:

  1. Обеспечение информационной безопасности в рамках учебных предметов образовательной организации (обучение информатике в межпредметной и метапредметной связи с другими предметными областями учебной деятельности).
  2. Повышение уровня знаний у обучающихся в сфере информационной безопасности, а также общего уровня ИКТ-компетентности.
  3. Организация соответствующих мероприятий в рамках программ воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм работы:

— тематические занятия с использованием методических разработок

— дискуссии или дебаты, деловые игры, квесты, конкурсы, олимпиады, тесты и викторины;

— подготовка обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;

— анкетирование, исследования и опросы;

— демонстрация мультфильмов и (или) видеоуроков;

— использование сценариев уроков и занятий, размещённых на платформе Московской электронной школы.

Особое место в профилактической работе, связанной с вопросами информационной безопасности детей, должно занимать повышение уровня знаний родителей (законных представителей) обучающихся:

  1. Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках тематических собраний для родителей (законных представителей) с участием педагогических работников и администрации образовательной организации.
  2. Организация индивидуальных и групповых консультаций родителей (законных представителей) с классными руководителями и специалистами психологической службы.
  3. Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей (законных представителей) обучающихся.
  4. Использование информационных материалов об обеспечении безопасности детей в сети «Интернет», в частности памятки, флаеры и другие материалы.
  5. Проведение анкетирования родителей по вопросам организации мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве дома.
  6. Размещение на сайте образовательной организации информации по защите детей в интернете.

Основные подходы в организации недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE» в образовательных организациях г. Москвы

Одной из форм профилактической работы в школе является неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE», приуроченная к Международному дню без Интернета.

К участию в неделе приглашаются обучающиеся 1–11-х классов и не достигшие восемнадцатилетнего возраста студенты образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, а также педагоги и родители (законные представители) обучающихся.

Цель недели: снижение рисков интернет-зависимости обучающихся.

Задачи недели:

— дать представление о таких понятиях, как интернет–зависимость, компьютерная зависимость и причинах их возникновения;

— сформировать чувство ответственности за свои действия в информационном пространстве;

— сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Мероприятия недели должны быть направлены на формирование ценностного и позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Рекомендуемые формы мероприятий недели: тренинги, занятия по интересам, классные часы, родительские собрания, лекции, акции, круглые столы, диспуты, акции и т. д.

Основные принципы и условия проведения недели:

  • привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);
  • организация и проведение мероприятий недели должны учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся.

Примерный сценарий проведения недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность при организации профилактической недели в школе:

— Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт;

— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 мая 2019 года);

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Концепция информационной безопасности детей;

— Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет» (Письмо Минпросвещения России от 29 марта 2019 года № 03-393).

Полезные ссылки:

Интернет-зависимости

«Горячая линия» Центра безопасного Интернета в России в случае интернет-угроз

Виды интернет-зависимости

Как защитить детей в Интернете

Методические разработки с использованием электронных ресурсов:

http://life.mosmetod.ru/;

https://uchebnik.mos.ru/catalogue;

http://academy.mosmetod.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=68:obzh&Itemid=102;

http://security.mosmetod.ru/;

http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti

Литература

  1. Войскунский А. Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? – Москва, 2013.
  2. Методические рекомендации по проведению Дня медиабезопасности в образовательных учреждениях (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № НТ-1338/08 от 25.12.2013).

? Материалы