Методические рекомендации о городской недели по профилактике экстремизма в подростковой среде «Единство многообразия»
- Общие положения
- Настоящие рекомендации определяют порядок проведения городской недели по профилактике экстремизма среди несовершеннолетних «Единство многообразия».
1.2 Городская неделя по профилактике экстремизма разработана в соответствии с Декларацией принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995 г., Положением о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666
«О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О противодействии экстремистской деятельности», Постановлением Правительства Москвы от 07 июня 2011 г. № 248-ПП «О комплексных мероприятиях по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве».
- Цели и задачи недели по профилактике экстремизма
Цель: снижение рисков возможного возникновения экстремистских проявлений в образовательной среде.
Задачи:
— выяснить исходный уровень информированности подростков об опасности экстремизма;
— сформировать у обучающихся отрицательное отношение к экстремистским проявлениям;
— расширить представление подростков о том, что они являются частью многонационального общества, где все представители имеют равные права;
— развить у обучающихся навыки проявления силы воли и принятия собственных решений (выбор);
— проверить уровень усвоения информации.
- Время проведения недели по профилактике экстремизма.
- Неделя по профилактике экстремизма проводится с 10 по 14 ноября 2014 года.
- Информация по итогам проведения недели будет размещена на сайте Городского методического центра.
- Участники недели по профилактике экстремизма.
В неделе по профилактике экстремизма принимают участие обучающиеся 5-11 классов средних общеобразовательных организаций, дети группы риска, педагогический коллектив и родители.
- Содержание недели по профилактике экстремизма
5.1. Условия проведения недели по профилактике экстремизма:
- события недели должны охватывать следующие категории участников образовательного процесса: педагогические работники, старшеклассники и их родители;
- неделя должна быть целостной и законченной, иметь основную идею и девиз;
- каждый день недели должен быть отмечен различными мероприятиями (уроки, лекции, акции, круглые столы, диспуты, семинары).
5.2. Программа проведения недели по профилактике экстремизма:
1-й день
Открытие недели.
- Приветствие участников недели. Трансляция выступления организаторов on-line во всех классах школы, проведение вводного опроса (I этап) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
- Акция «Плакат мира»
На первом этаже размещается ватман, предварительно детям даётся задание, которое они выполнят дома – необходимо подобрать стихотворение на тему «Мир во всём мире» или сочинить слоган по этой теме, или высказывание знаменитых людей. По приходу в школу детей будет ждать ватман, клей или двухсторонний скотч и силуэты птиц из цветной бумаги (лучше разных форм) – обучающиеся выбирают птиц, пишут на нах информацию на тему «мир во всём мире и наклеивают птиц на ватман.
- Демонстрация видеофильмов из списка: (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Видеофильмы выбираются педагогом класса совместно с обучающимися (в соответствии со спецификой класса).
После просмотра фильма каждая группа проводит беседу, участники обсуждают сюжет фильма и делают выводы для себя.
Примерные вопросы обучающимся:
― Что вы почувствовали, посмотрев данный фильм?
― Как по вашему, о чём этот фильм и каков его смысл, что вы поняли для себя, посмотрев данный фильм?
― Как увиденное, соотносится с реальной современной ситуацией в обществе (как соотносится с реальной жизнью?)
― Какие действия предполагаете для себя принимать?
2, 3 день
Проведение конкурса проектов «Многонациональная Москва» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
В конкурсе участвуют работы, отражающие преимущества многонациональной столицы. Это проекты, рассказывающие о значимых местах города Москвы, которые создавали и в которых трудились люди различных национальностей.
Для реализации конкурса необходимы следующие элементы:
- Положение по конкурсу
- Программа конкурса и выступлений
- Члены жюри
- Оценочные листы
- Итоги конкурса
3 день
Проведение фотоконкурса «Разные лица Москвы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
4 день
Проведение акции в поддержку терпимости и благоразумия – «Синяя ленточка».
Обучающиеся раздают синие атласные ленточки и листовки со следующим примерным содержанием:
- Тема листовки должна быть направлена на профилактику экстремистских проявлений среди жителей Москвы;
- Содержательный текст и тематические картинки;
- Содержание контактных данных полезных организаций и ведомств, соответствующих теме листовки;
- Размер листовки А5 или A6.
5 день
Проведение круглого стола по теме «Моногообразие национальностей – наше преимущество (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Примерная программа круглого стола.
— Проведение итогового анкетирования (II этап) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Подведение итогов «Недели профилактики экстремизма».
Награждение самых активных участников мероприятия.
По итогам проведения недели по профилактике экстремизма образовательной организации необходимо подготовить отчёт в виде презентации или видеоролика.
6.1. Требования к видеоролику:
видеоролик должен содержать в себе информацию о проведении Недели профилактики экстремизма в школе, длительность видеоролика не более 1-3 мин;
6.2. Требования к презентации:
презентация должна содержать в себе информацию о проведении Недели профилактики экстремизма в школе, размер презентации – не более 12 слайдов, презентацию следует выполнить в программе Microsoft Office Power Point.
Информацию о проведении недели профилактики экстремизма рекомендуется разместить на сайте образовательной организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для обучающихся (1 этап) (неделя по профилактике экстремизма)
ГОУ №______________класс_________пол (муж/жен)
Внимательно прочитайте вопросы и выбрав один из предложенных ответов, подчеркните его.
1.Насколько ты хорошо понимаешь цель недели «Единство многообразия»?
А) Мне понятно, зачем ее проводят, понятна цель недели и почему мне в ней было бы желательно участвовать
Б) Мне понятна цель недели, но я не совсем понимаю, зачем мне надо в ней участвовать
В) Мне не совсем хорошо объяснили цель недели, и то, зачем мне в ней участвовать
Г) Цель недели мне не ясна, я мог (ла) бы не участвовать в ней
2.Насколько тебе интересно участвовать в данном мероприятии:
А) Крайне интересно
Б) Интересно
В) Немного интересно
Г) Не интересно
3.Как ты думаешь, участие в этом мероприятии поможет решить проблемы, пользу ученикам школы
А) Уверен (а) в этом
Б) Думаю, что какие-то проблемы поможет решить
В) Не уверен (а), может чем-то поможет
Г) Не думаю
- Как ты понимаешь, что такое многонациональность присутствует ли она в твоей школе? (Напиши ответ, состоящий из нескольких предложений)
5.Поставь знак «+» в кружочек рядом с утверждением, которое считаешь верным и знак «-» рядом с утверждениями которые по твоему мнению не верны
В моей школе есть ученики разных национальностей
Мне нравится, что вместе со мной учатся русские, азербайджанцы, узбеки, украинцы, белорусы, и представители других национальностей
Напиши, к какой национальности ты себя относишь сам?
Анкета для обучающихся (2 этап) (неделя по профилактике экстремизма)
ГОУ №______________класс_________пол (муж/жен)
Внимательно прочитайте вопросы и выбрав один из предложенных ответов, подчеркните его.
1.Как ты думаешь такие мероприятия нужно проводить в школах, насколько они актуальны
А) Безусловно нужно
Б) Можно проводить
В) Иногда можно и провести
Г) Нет, не обязательно
2.Насколько тебе было интересно участвовать в данном мероприятии:
А) Крайне интересно
Б) Интересно
В) Немного интересно
Г) Не интересно
3.Как ты думаешь, участие в этом мероприятии помогло тебе решить свои проблемы, принесло тебе пользу?
А) Уверен (а) в этом
Б) Думаю, что какие-то проблемы мне помогло решить
В) Не уверен (а), чем-то наверное помогло
Г) Не думаю
4.Что более всего тебе запомнилось в этой программе, какие мероприятия
А)___________________________________________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________________________________
В) ___________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список кинофильмов:
- реж. М. Ледер, Заплати другому, 2000;
- реж. М. Ромм, Обыкновенный фашизм, 1965;
- реж. Р. Быков, Чучело, 1983;
- реж. Д. Ганзель, Эксперимент 2: Волна, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПОЛОЖЕНИЕ
Проведение конкурса проектов «Многонациональная Москва»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи конкурса проектов «Многонациональная Москва». Далее (Конкурса).
1.2. Конкурс проводится в рамках недели профилактики экстремизма.
1.3. Мероприятия Конкурса направлены на реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», приоритетного национального проекта «Образование».
1.4 Предмет Конкурса это проекты обучающихся о значимых местах города Москвы, которые создавали и в которых трудились люди различных национальностей.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель Конкурса: развитие участниками образовательного процесса позитивного восприятия города Москвы как многонациональной системы.
Задачи конкурса:
1) Сформировать стремление участников образовательного процесса к межкультурному взаимодействию.
2) Развить у участников образовательного процесса представление о городе Москве, как о многонациональном городе
3) Поднять престиж ценности, разнообразия культур различных национальностей города Москвы.
- ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА
Организатор Конкурса – администрация образовательной организации.
- УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
5.2. Участники Конкурса обучающиеся 5-11 классов 1 человек или группа, (творческий коллектив не более 5 человек) являющиеся обучающимися одного и того же класса.
5.3. Допускается участие руководителей проекта (учителей, преподавателей, воспитателей, педагогов дополнительного образования) и родителей.
- 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ И ЖЮРИ
6.1. Для организации и проведения конкурса, работы экспертного совета и жюри создается организационный комитет конкурса.
6.2. Организационный комитет конкурса осуществляет:
- согласование критериев оценки конкурсных работ;
- организационно-методическое сопровождение конкурса;
- согласование предложений о поощрении авторов, представивших лучшие работы.
6.3 Состав оргкомитета:
Администрация образовательной организации
6.4. Экспертный совет и жюри Конкурса осуществляет изучение и оценку конкурсных материалов, определяет победителя и призеров конкурса. Состав экспертного совета и жюри определяется оргкомитетом.
6.5 В состав жюри входят:
- Руководители образовательной организации, педагоги, представители родительской общественности.
- 7. СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.
Описываются в соответствии с решением руководства образовательной организации.
- ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОЙ РАБОТЕ.
- Доклад с презентацией. (презентация не более 25 слайдов, доклад не более 12 листов)
- Выступление. (7 минут)
- НОМИНАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ.
9.1 В Конкурсе предусмотрены следующие номинации:
1) «Архитектура многонациональной Москвы и люди»;
2) «Исторические личности многонациональной Москвы, повлиявшие на ход истории»;
3) «Герои Москвы»;
4) «Народонаселение Москвы».
9.2 Критерии оценки.
1) степень раскрытия темы;
2) соответствие темы работы выбранной участником номинации;
3) позитивные установки, избегание запугивания, запретов, право на информационную безопасность (соответствию характера информации возрасту и психологическим особенностям целевой аудитории),
4) оригинальность темы;
5) эстетически приемлемое художественно-композиционное решение.
10 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
Регулируется образовательной организацией.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПОЛОЖЕНИЕ
Проведение фотоконкурса «Разные лица Москвы».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи фотоконкурса «Разные лица Москвы». Далее (Конкурса).
1.2. Конкурс проводится в рамках недели профилактики экстремизма.
1.3. Мероприятия Конкурса направлены на реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», приоритетного национального проекта «Образование».
1.4 Предмет Конкурса это фотографии обучающихся, изображающие людей города Москвы, культурные и архитектурные объекты.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель Конкурса: привлечение внимания участников образовательного процесса к многонациональному городу Москве.
Задачи конкурса:
1) Сформировать стремление участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов.
2) Выработать отрицательное отношение участников образовательного процесса к проявлениям ксенофобии и экстремизма
3) Поднять престиж ценности, разнообразия культур различных национальностей города Москвы.
4) Развить мотивацию участников к межкультурному взаимодействию.
- ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА
Организатор Конкурса – администрация образовательной организации.
- УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
5.2. Участники Конкурса обучающиеся 5-11 классов 1 человек или группа, (творческий коллектив не более 5 человек) являющиеся обучающимися одного и того же класса.
5.3. Допускается участие руководителей проекта (учителей, преподавателей, воспитателей, педагогов дополнительного образования) и родителей.
- 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ И ЖЮРИ
6.1. Для организации и проведения конкурса, работы экспертного совета и жюри создается организационный комитет конкурса.
6.2. Организационный комитет конкурса осуществляет:
- согласование критериев оценки конкурсных работ;
- организационно-методическое сопровождение конкурса;
- согласование предложений о поощрении авторов, представивших лучшие работы.
6.3. Экспертный совет и жюри Конкурса осуществляет изучение и оценку конкурсных материалов, определяет победителя и призеров конкурса. Состав экспертного совета и жюри определяется оргкомитетом.
6.5 В состав жюри входят:
- Руководители образовательной организации, педагоги, представители родительской общественности.
- 7. СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.
Описываются в соответствии с решением руководства образовательной организации.
- ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОЙ РАБОТЕ.
- Фотография, выполненная на листе А4 (на фотобумаге)
- Наличие фоторамки А4 цвете «Орех»
- Без использования
- НОМИНАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ.
9.1 В Конкурсе предусмотрены следующие номинации:
1) «Архитектура многонациональной Москвы»;
4) «Народонаселение Москвы»;
5) «Животный мир Москвы»
9.2 Критерии оценки.
1) степень раскрытия темы;
2) соответствие темы работы выбранной участником номинации;
3) позитивные установки, избегание запугивания, запретов, право на информационную безопасность (соответствию характера информации возрасту и психологическим особенностям целевой аудитории),
4) оригинальность картинки;
5) эстетически приемлемое художественно-композиционное решение.
10 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
Регулируется образовательной организацией.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Проект примерной программы круглого стола «Многообразие национальностей-наше преимущество!»
Примерное содержание.
- Ведущие круглого стола: Ф.И.О.
- Вступительное слово: Ф.И.О., должность педагога.
- Выступления обучающихся по теме: «Многообразие национальностей-наше преимущество!»
- Тема: Ф.И.О.
- Тема: Ф.И.О.
- Организация дискуссии по теме: «Многообразие национальностей-наше преимущество!»
- Принятие резолюции круглого стола.