Методические рекомендации по проведению городской недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»
Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Чечерина Ольга Николаевна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ
Пояснительная записка
В последнее воскресенье января во всем мире отмечается Международный День БЕЗ Интернета (International Internet-Free Day), главная цель которого – полностью отвлечь людей от компьютеров и глобальной сети, чтобы прожить этот день исключительно в «реальном» мире.
Стремительное развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на взросление, обучение и социализацию современного поколения детей и подростков. Важнейшими институтами социализации, помимо семьи и школы, всё активнее становится образование нового поколения через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (статья 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к организации информационно-образовательной среды образовательной организации: «Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и предоставления информации». При этом в рамках образовательной среды необходимо обеспечить информационную безопасность детей.
Возрастающее развитие информационных и коммуникационных ресурсов, доступность медиасредств (смартфонов, планшетов, компьютеров и др.) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию.
По данным «Лаборатории Касперского» http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/166-chto-deti-ishchut-v-seti-statistika, подрастающее поколение современных детей и подростков много времени проводит в Интернете. Зависимость молодёжи и подростков от социальных сетей выражена в большей степени, чем среди лиц среднего и старшего возраста.
Целью образовательной организации по обеспечению информационной безопасности обучающихся является защита от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия. Достижение данной цели возможно при условии эффективного сочетания совместных усилий семьи и школы.
Совместная работа по обеспечению информационной безопасности детей должна быть направлена на выработку навыка самостоятельной оценки контента, умения анализировать и отличать настоящие новости от дезинформации, противостоять манипулированию и зловредной рекламе асоциального поведения.
Основными направлениями работы по формированию информационной безопасности обучающихся являются:
- Обеспечение информационной безопасности в рамках учебных предметов образовательной организации (обучение информатике в межпредметной и метапредметной связи с другими предметными областями учебной деятельности).
- Повышение уровня знаний у обучающихся в сфере информационной безопасности, а также общего уровня ИКТ-компетентности.
- Организация соответствующих мероприятий в рамках программ воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм работы:
— тематические занятия с использованием методических разработок
— дискуссии или дебаты, деловые игры, квесты, конкурсы, олимпиады, тесты и викторины;
— подготовка обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;
— анкетирование, исследования и опросы;
— демонстрация мультфильмов и (или) видеоуроков;
— использование сценариев уроков и занятий, размещённых на платформе Московской электронной школы.
Особое место в профилактической работе, связанной с вопросами информационной безопасности детей, должно занимать повышение уровня знаний родителей (законных представителей) обучающихся:
- Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках тематических собраний для родителей (законных представителей) с участием педагогических работников и администрации образовательной организации.
- Организация индивидуальных и групповых консультаций родителей (законных представителей) с классными руководителями и специалистами психологической службы.
- Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей (законных представителей) обучающихся.
- Использование информационных материалов об обеспечении безопасности детей в сети «Интернет», в частности памятки, флаеры и другие материалы.
- Проведение анкетирования родителей по вопросам организации мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве дома.
- Размещение на сайте образовательной организации информации по защите детей в интернете.
Основные подходы в организации недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE» в образовательных организациях г. Москвы
Одной из форм профилактической работы в школе является неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE», приуроченная к Международному дню без Интернета.
К участию в неделе приглашаются обучающиеся 1–11-х классов и не достигшие восемнадцатилетнего возраста студенты образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, а также педагоги и родители (законные представители) обучающихся.
Цель недели: снижение рисков интернет-зависимости обучающихся.
Задачи недели:
— дать представление о таких понятиях, как интернет–зависимость, компьютерная зависимость и причинах их возникновения;
— сформировать чувство ответственности за свои действия в информационном пространстве;
— сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Мероприятия недели должны быть направлены на формирование ценностного и позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Рекомендуемые формы мероприятий недели: тренинги, занятия по интересам, классные часы, родительские собрания, лекции, акции, круглые столы, диспуты, акции и т. д.
Основные принципы и условия проведения недели:
- привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);
- организация и проведение мероприятий недели должны учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся.
Примерный сценарий проведения недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»
Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность при организации профилактической недели в школе:
— Федеральный государственный образовательный стандарт;
— Концепция информационной безопасности детей;
— Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет» (Письмо Минпросвещения России от 29 марта 2019 года № 03-393).
Полезные ссылки:
«Горячая линия» Центра безопасного Интернета в России в случае интернет-угроз
Как защитить детей в Интернете
Методические разработки с использованием электронных ресурсов:
https://uchebnik.mos.ru/catalogue;
http://academy.mosmetod.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=68:obzh&Itemid=102;
http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti
Литература
- Войскунский А. Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? – Москва, 2013.
- Методические рекомендации по проведению Дня медиабезопасности в образовательных учреждениях (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № НТ-1338/08 от 25.12.2013).