Методические рекомендации по профилактике ненормативной лексики
Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…
Фёдор Тютчев
Пояснительная записка
Методические рекомендации направлены на повышение эффективности профилактической работы в образовательных организациях по формированию культуры общения у обучающихся. Культура общения выступает частью общей культуры человека. Она отражает знание норм литературного языка, соблюдение этикета, применение языковых средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к социальной среде, выступает показателем духовного и нравственного здоровья общества. В общении главной составляющей выступает речь – форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни, отражением интеллектуального развития человека. Один из аспектов речи – эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только её бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Появление в речи значительного количества сленга, ненормативной (обсценной) лексики в различных социальных группах, в том числе и молодёжной среде, заставляет обратиться к данной проблеме как к одной из основных проблем национальной языковой культуры.
Русский язык как элемент культуры общения отражает всё происходящее в социальной жизни людей. Сохранить высокое достоинство русского языка задача не только лингвистическая, но и социальная (из выступлений на заседании Совета при Президенте по русскому языку 5 ноября 2019 года под председательством Президента Российской Федерации Путина В. В.).
Основные подходы по формированию нравственных установок культуры общения в школе
Основой стратегии сохранения, упрочения, защиты и развития языковой культуры, языковой политики нашего государства выступает Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
Организация профилактической работы в образовательной среде по формированию культуры речи и культуры общения должна быть выстроена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процессу воспитания обучающегося, развитию его нравственных качеств и творческих способностей, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательная организация является местом, где обучающиеся проводят большую часть активного времени. Школа обладает большим организующим и воспитательным потенциалом, ограждающим обучающихся от неблагоприятных факторов.
Исходя из этого основными задачами в образовательной организации по формированию культуры речи и культуры общения обучающихся являются:
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
— формирование способности противостоять как негативным воздействиям социальной среды, так и факторам микросоциальной среды;
— развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.
Основными направлениями работы по формированию культуры общения у обучающихся в образовательной организации выступают:
- Совершенствование видов речевой деятельности в рамках основных учебных предметов «Русский язык» и «Литература», обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях межличностного общения.
- Включение в учебный план образовательной организации внеурочных программ по формированию культуры общения обучающихся, дополняющую обучение русскому языку и формирующую у учащихся культуру устного общения.
- Приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (творческие клубы и объединения по интересам, библиотечная сеть, краеведческая работа).
- Организация участия обучающихся в социально значимых проектах, конкурсах, акциях, направленных на формирование коммуникативной грамотности учащихся.
- Использование информационных методических материалов и различных электронных ресурсов, в том числе «Московской электронной школы», для организации и проведения тематических занятий, внеклассных мероприятий и др.
Организационные составляющие и условия проведения недели культуры общения «Территория без сквернословия»
Педагогическая деятельность по воспитанию, социализации, духовно-нравственному развитию обучающихся осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности. В рамках этой деятельности отдельное место занимает профилактика употребления ненормативной (обсценной) лексики. Следует отметить, что данная проблема актуальна. Употребление ненормативной (обсценной) лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Это связано с рядом причин. Одной из них является открытое и безнаказанное употребление брани в средствах массовой информации (различные телепередачи, видеоролики в Интернете, современные песни, кинематограф и даже современная литература). Другая причина – употребление ненормативной лексики в ближайшем окружении подростка.
Таким образом, выяснив причины появления в словаре подростка ненормативной лексики, необходимо эти причины устранить. С этой целью следует проводить профилактическую работу педагогическим сообществом (школьным психологом, социальным педагогом, классным руководителем) с родителями обучающихся, различные мероприятия, направленные на обогащение активного словарного запаса обучающегося и тем самым вытеснение из его словаря ненормативной лексики.
Одной из форм работы по формированию культуры общения у обучающихся в образовательной организации может стать неделя культуры общения «Территория без сквернословия» в рамках проекта «Москва – позитивное пространство!».
В профилактической неделе «Территория без сквернословия» могут принимать участие педагогические работники, обучающиеся 1–11-х классов и студенты колледжей образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, а также родители (законные представители) обучающихся.
Цель профилактической недели: формирование у обучающихся сознательного отношения к культуре речи как показателю общей культуры человека.
Задачами профилактической недели могут быть:
— воспитание уважительного отношения к русскому языку и речи как явлениям культуры и средствам общения;
— совершенствование коммуникативных умений и навыков обучающихся;
— развитие потребности к речевому самосовершенствованию.
Формами мероприятий профилактической недели могут быть: диспуты, беседы, дискуссии, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания, литературные гостиные, встречи с писателями, поэтами, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т. д.
Основными условиями при проведении недели культуры общения «Территория без сквернословия» должны стать:
— привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);
— тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающихся;
— учёт возрастных особенностей обучающихся при организации профилактической недели.
Необходимо помнить, что профилактическая работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к обучающимся со стороны педагогов и родителей – важный аспект этой работы, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований – важный принцип в работе с обучающимися, который способствует профилактике тревожности и агрессивности, сохранению психологического здоровья детей. Главное в работе с детьми – уважать достоинство ребёнка и помнить, что причину нужно искать не в ребёнке, а в его окружении. Это позволит не только правильно выстроить работу, но и достичь высоких результатов.
Примерный сценарий проведения недели культуры общения «Территория без сквернословия»
Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 мая 2019 года).
- Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 53-ФЗ5.
- «Концепция преподавания русского языка и литературы в России» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
- Материалы заседания Совета при Президенте по русскому языку от 5 ноября 2019 года.
Методические разработки с использованием электронных ресурсов
Литература
- Боровиков Л. И. Организация системы воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях реализации ФГОСа: методическое пособие. – Новосибирск, 2014.
- Буйлова Л. Н. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы): методическое пособие для системы повышения квалификации. – М., 2014.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность).