В последние годы отечественный книжный рынок подарил педагогам и психологам дошкольного уровня образования и начальной школы настоящую россыпь ценных изданий. Они не только знакомят с современными научными подходами, но и помогают глубже понять душу ребёнка, научиться видеть за поведением малыша его внутренний мир, а за каждым ежедневным эпизодом — важные психологические процессы.
Обзор самых значимых новинок подготовил Дмитрий Клепинин — педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы.
«Современный воспитатель или психолог уже не ограничивается набором методик и стандартных приёмов, — отмечает Клепинин. — Сегодня ключ к успеху — в развитии собственных компетенций: умении чувствовать, анализировать, помогать расти и взрослеть. Именно этому учат новые издания».
«Модели человека в обществе»
Автор: Владимир Морозов
Год: 2024
Так, книга В. А. Морозова «Модели человека в обществе» помогает педагогам взглянуть на ребёнка не как на объект обучения или коррекции, а как на самостоятельную личность, формирующуюся в постоянном диалоге с окружающими. Автор заставляет задуматься: как внутренний мир дошкольника влияет на его поведение в группе, почему дети по-разному реагируют на одни и те же ситуации и как взрослый может поддержать процесс формирования здоровой самооценки и гармоничных отношений в коллективе.
«Психолого-педагогические особенности развития личности младших школьников с нарушениями двигательной активности»
Автор: Мария Коробова
Год: 2025
Особое внимание стоит уделить изданию М. В. Коробовой «Психолого-педагогические особенности развития личности младших школьников с нарушениями двигательной активности». Книга учит видеть в каждом ребёнке прежде всего личность, а не «диагноз». В ней много практических рекомендаций для тех, кто сталкивается с проблемами адаптации и инклюзии. Автор делится реальными кейсами и предлагает инструменты, помогающие не только интегрировать особенного ребёнка в коллектив, но и создать атмосферу принятия и поддержки.
«Методология психолого-педагогических исследований: целевые ориентиры»
Автор: Зульфия Аксютина, Алексей Николаевич Ильин, Татьяна Удалова
Год: 2025
Методологические вопросы — это не сухая теория, а основа для осознанной и качественной работы. Книга З. А. Аксютиной, А. Н. Ильина и Т. Ю. Удаловой «Методология психолого-педагогических исследований: целевые ориентиры» помогает педагогам и психологам грамотно ставить цели, анализировать результаты и делать выводы, которые становятся реальным инструментом развития и коррекции. Здесь нет формализма — напротив, авторы учат видеть за цифрами и схемами живого ребёнка, его индивидуальные потребности и возможности роста.