Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос успешным. Парадокс в том, что путь к воспитанию сильной и самостоятельной личности лежит не через гиперопеку или контроль, а через осознанный отказ от некоторых, казалось бы, «правильных» моделей поведения. Рассмотрим 10 привычек, от которых родителям лучше избавиться.
Когда закладывается успешность человека
Отличная карьера, гармоничная семейная жизнь, спокойствие и стабильность — всё это маркеры успешного человека.
«Родители надеются, что уверенность в себе, устойчивость перед трудностями, признание в обществе и доступ к возможностям помогут их детям избежать неуверенности и несправедливости, а значит — обрести счастье. Однако всё больше мам и пап приходят к пониманию, что счастье невозможно без внутреннего благополучия, а не только внешних достижений», — Светлана Рожкова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы
Главная задача воспитания — не гнаться за оценками, дипломами и регалиями, а создавать условия, в которых ребёнок чувствует себя защищённым и уверенным в себе, говорит психолог. А значит, стоит отказаться от устаревших установок, чтобы помочь детям вырасти не просто успешными, а по-настоящему счастливыми взрослыми.
Вредные родительские привычки: стоп-лист
Многие «автоматические» реакции родителей могут незаметно тормозить развитие ребёнка. Светлана Рожкова рекомендует отказаться от следующих привычек в воспитании:
Гиперопека
Стремление предупредить каждое падение, решить каждую проблему за ребёнка, оградить его от всех возможных рисков.
Вред: гиперопека лишает детей самостоятельности, инициативы и жизненного опыта. Ребёнок не учится на своих ошибках, не умеет принимать решения и впадает в ступор при первой же трудности во взрослой жизни.
Что делать? Давать право на ошибку. Позволяйте ребёнку падать (в прямом и переносном смысле), пробовать, ошибаться и самому искать выход из ситуации.
Сравнение с другими детьми
Фразы вроде: «Посмотри, как Маша отлично учится!», «Петя уже в шахматы играет, а ты…».
Вред: понижает самооценку и формирует устойчивое чувство «я недостаточно хорош». Ребёнок начинает стремиться не к развитию, а к тому, чтобы «победить Машу», или вообще теряет всякую мотивацию, ведь он «всё равно хуже».
Что делать? Сравнивайте ребёнка только с ним самим, но вчерашним: «Сегодня у тебя получилось аккуратнее, чем на прошлой неделе!», «Я вижу, как ты продвинулся в этом проекте».
Постоянная критика вместо конструктивного диалога
Указание только на ошибки: «Опять грязь в тетради!», «Почему не на пять?».
Вред: ребёнок начинает бояться любых дел, где есть риск ошибиться. Он воспринимает критику как подтверждение своей неполноценности.
Что делать? Используйте «бутербродную» технику обратной связи: начните с похвалы за усилия, затем тактично укажите на ошибку и предложите способ её исправить, закончите предложением поддержки.
«Перегруз» активностями
У ребёнка вссё расписано по минутам: английский, программирование, борьба, музыкальная школа.
Вред: ведёт к хроническому стрессу и выгоранию ещё в школе. Исчезает главное — свободная игра, время для «ничегонеделания», которое критически важно для развития креативности и самостоятельности.
Что делать? Оставить 1-2 кружка, которые действительно приносят ребёнку радость. И обязательно оставлять в расписании «окна» для отдыха и спонтанных игр.
Плохой родительский пример
Например, фраза: «Не кричи», сказанная повышенным тоном, или рассказы о важности здорового образа жизни с сигаретой в руке.
Вред: дети «считывают» не слова, а поступки. Если слова расходятся с делом, это формирует цинизм и неуважение к родителям.
Что делать? Работать над собой. Хотите воспитать успешного ребёнка? Станьте для него примером человека, который учится, развивается, умеет справляться с эмоциями и не сдаётся.
Отсутствие эмоционального контакта
Физическое присутствие без душевной близости. Родитель всегда смотрит в телефон, находится на работе, погружён в свои заботы.
Вред: ребёнок чувствует себя одиноким и ненужным. Ему не с кем разделить радости и печали, не у кого попросить совета. Это подрывает его веру в себя и мир.
Что делать? Выделяйте хотя бы 15-30 минут в день на «качественное время» тет-а-тет: играйте, читайте, разговаривайте по душам без отвлечений.
Не принесут ребёнку пользы и другие привычки родителей:
Привычка решать за ребёнка («Будешь носить синюю кофту!»)
Навешивание ярлыков («Он у нас тихоня/растяпа/неряха»).
Невыполнение обещаний — как наказаний, так и поощрений. Это разрушает доверие к родителю.
Трансляция своих тревог и страхов («Не ходи туда — упадёшь!»).
Какие качества формируют успешность
Уверенность в себе — внутренний стержень, который позволяет не опускать руки после неудачи, а пробовать снова. Она рождается из безусловной родительской любви и поддержки.
Привычка трудиться — это понимание, что для результата нужны усилия. Если ребёнок видит, что его старания ценятся (выучил ли он стихотворение или помыл посуду), он усваивает эту формулу.
Целеустремлённость — умение видеть цель и двигаться к ней маленькими шагами. Это качество развивается, когда родители не делают всё за ребёнка, а помогают ему самому справляться с трудностями.
Как помочь ребёнку стать успешным
Развивайте эмоциональный интеллект. Учите называть свои и чужие эмоции. «Я вижу, ты злишься, это нормально. Давай подумаем, что делать с этим чувством».
Воспитывайте «мышление роста». Хвалите за усилия и процесс, а не за ум. Говорите: «Ты так хорошо потрудился!» вместо: «Ты такой умный!». Используйте слово «пока»: «Ты пока этого ещё этого не умеешь, но ты научишься».
Поощряйте любознательность. Вместо готовых ответов задавайте наводящие вопросы: «А как ты сам думаешь?», «Давай поищем ответ вместе!».
Учите финансовой грамотности. Карманные деньги, копилка, планирование небольших трат — это основы, которые заложат фундамент будущего благополучия.
Помните: вы — главный проводник вашего ребёнка в большой мир. Ваша вера в него, поддержка, любовь — это самый мощный ресурс для его будущих побед. И начать менять его будущее к лучшему можно уже сейчас.