Родительские чаты стали неотъемлемой частью жизни многих семей, но порой общение в них вызывает негатив и раздражение. Психологи Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Ирина Минченко и Татьяна Шелеметьева рассказали о правилах конструктивного общения в мессенджерах.
Очевидный плюс родительских чатов в том, что они позволяют оперативно обмениваться важной информацией о делах класса или группы сада. Но часто за многочисленными обсуждениями теряется цель создания чата, он превращается в бесконечную беседу на отвлеченные темы. Порой хочется отключить уведомления, а то и вовсе покинуть чат. Но тогда велика вероятность пропустить действительно важное сообщение. Как быть?
Чтобы родительский чат не вызывал раздражение и был полезен для всех участников, каждому пользователю нужно соблюдать правила конструктивного общения и цифрового этикета:
- Информация должна быть полезна всем участникам чата. Она должна быть написана лаконично и отвечать на основные вопросы: что? где? когда? В таком случае снизится риск дополнительных обсуждений и уточнений.
- Информация в чат должна поступать в строго определенное время: не стоит писать сообщения ночью, ранним утром, в выходные дни. Это раздражает участников, отвлекает их от личных дел и сна.
- Участникам необходимо соблюдать этику общения, быть корректными, вежливыми и не позволять втягивать себя в конфликт. Не отвечайте грубостью на грубость. Используйте «я-высказывания», это поможет выразить сопереживание собеседнику и обозначить, что вы слышите и понимаете его: «Я вижу, что вы расстроены, но давайте соблюдать правила вежливого общения в чате».
- Решайте частные вопросы в личных сообщениях. Подобная переписка в общем чате отнимает время у других участников, отвлекает внимание от важной информации. Если начинает разгораться ссора, не вступайте в полемику.В такие моменты необходимо успокоиться и не писать на эмоциях. Сделайте паузу (вдох-выдох) и оцените последствия потенциального сообщения. Сформулируйте мысль, избегая оскорблений, сарказма, перечитайте сообщение, встав на позицию читателя, и только потом отправляйте. Лучший способ избежать конфликта – это попытаться встать на место человека, показать, что вы понимаете его, и обозначить свою готовность услышать его аргументы, прислушаться к его мнению. Если же раздражение и гнев усиливаются, то лучше закрыть переписку на некоторое время, дать себе возможность успокоиться и продолжить конструктивный диалог. Чем меньше участников в таком обсуждении, тем быстрее конфликт сойдет на нет.
- Не выкладывайте в чат поздравления, открытки, объявления. Все это относится к спаму и мешает получать важную информацию. Если родителям хочется обсудить отвлеченные темы, можно предложить им создать для этих целей отдельный чат. А общая беседа необходима для официальной информации, например, о расписании, питании, экскурсиях и мероприятиях.
- Обратите внимание на смайлики и стикеры. У многих пользователей общение сводится к бесполезным картинкам, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Вдобавок у разных моделей телефонов – разные наборы эмоджи, поэтому сообщения с ними могут отображаться некорректно.
- Не отправляйте каждое слово отдельным сообщением. Это раздражает пользователей, поскольку количество сообщений, а значит, и звуковых уведомлений, увеличивается в геометрической прогрессии. Это же касается размещения фотографий и видео с мероприятий. Уместнее будет загрузить файлы в облачное хранилище, а в чат выложить ссылку. Каждый родитель сможет ознакомиться с материалами в свое свободное время.
- Постарайтесь избежать голосовых сообщений. Они требуют от пользователей времени и лишних действий – нужно найти место, где есть возможность прослушать сообщение, не мешая окружающим. Далеко не у всех и не всегда под рукой есть наушники. Отправляйте только текстовые сообщения – уважайте других участников чата.
- Перед тем как задать вопрос, пролистайте переписку. Возможно ваш вопрос уже задали другие – не стоит повторяться.
- Правила, по которым происходит общение в общем чате, должны быть известны и понятны всем участникам. Можно записать и закрепить их, чтобы их всегда можно было перечитать.
Родительские чаты создают для обмена информацией и конструктивного диалога. Только от участников зависит, станет ли чат потоком бесполезных сообщений или удобной площадкой для обмена новостями. А поговорить на отвлеченные темы можно на прогулках около сада, школы или во время совместных выездов.