Skip to main content
search
Новости

Кухня как секретный ингредиент развития ребенка: советы от столичных психологов

By 20.05.2025No Comments

Нехватка времени – серьезный вызов для современных родителей, стремящихся к качественному общению со своими детьми. Однако специалисты Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы уверены: решение есть. Они предлагают использовать кухню, как уникальное пространство для развития ребенка.

Овощи, фрукты, посуда – это дидактические материалы

Овощи, фрукты и посуда, окружающие нас на кухне – это не просто ингредиенты и утварь. Это богатый арсенал дидактических материалов, способных превратить приготовление пищи в увлекательное и развивающее занятие. Используя их, можно обучать ребенка счету, знакомить с цветами и формами, расширять словарный запас и развивать мелкую моторику, превращая рутинные обязанности в ценные моменты обучения и общения. Придумайте сказку про огурца-путешественника, проведите викторину на знание фруктов и овощей, постройте башню из кастрюль и сковородок. Полезно сортировать крупы: малыши могут делать это руками, дети постарше – с помощью ложки. Младшие школьники с удовольствием будут взвешивать продукты на кухонных весах и отмерять нужное количество мерным стаканом.

Главное – проявить фантазию и создать атмосферу веселья и творчества.

«На кухне всегда найдется что-то интересное для ребенка: яркие овощи и фрукты, крупы разной крупности и фактуры, разнообразная посуда, запахи, звуки – все это стимулирует его воображение и любознательность», – отметила учитель-логопед Дарья Клец.

Вопросы, которые развивают речь и обогащают словарный запас

На кухне можно не только развивать мелкую моторику, но и значительно обогатить словарный запас ребенка. Главное – задавать правильные, наводящие вопросы, вот несколько примеров:

  • Какого цвета морковь? Какие овощи и фрукты такого же цвета?
  • Как ты думаешь, что получится, если смешать муку, яйца и молоко?
  • Почему мы чистим овощи?
  • Какие продукты ты любишь больше всего?
  • Какую сказку можно придумать про этот помидор?
  • Что удобно есть ложкой, а что вилкой?

«Вопросы подобраны таким образом, чтобы стимулировать ребенка к активному участию в разговоре, побуждать его к размышлениям, высказыванию своего мнения, развитию фантазии», – подчеркнула педагог-психолог Виктория Губарь.

Эти вопросы – лишь отправная точка. Главное – создать атмосферу доверия и поощрять любопытство ребенка. Отвечайте на его вопросы, вместе ищите информацию, делитесь своими знаниями и опытом.

Видеопримеры занятий от логопеда и психолога можно найти в публикациях в соцсетях Московского Образования.

Практические советы о безопасности

Не забывайте о правилах безопасности:

  1. Присмотр взрослых. Независимо от возраста и кулинарных навыков ребенка, присутствие взрослого обязательно. Прежде, чем начинать что-то делать, объясните правила безопасности, покажите, какими инструментами будете работать и как. Это позволит оперативно реагировать на любые ситуации и предотвратить возможные травмы.
  2. Осторожность с огнем и горячими поверхностями: расскажите ребенку об опасности контакта с горячей плитой, духовкой, кипящей водой и паром. Используйте защитные прихватки и подставки. Никогда не оставляйте горячие жидкости без присмотра.
  3. Ножи – инструменты, а не игрушки: научите ребенка правильно и безопасно ими пользоваться. Для начинающих используйте детские ножи с закругленными лезвиями. Следите за тем, чтобы резка производилась только на разделочной доске.
  4. Электричество – источник повышенной опасности: объясните ребенку, что электрические розетки и приборы могут быть опасны. Не позволяйте прикасаться к ним мокрыми руками. Следите за исправностью электропроводки и приборов.
  5. Гигиена – залог здоровья: приучите ребенка тщательно мыть руки перед приготовлением пищи и после контакта с сырыми продуктами. Поддерживайте чистоту рабочих поверхностей и кухонных принадлежностей.

Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети».

Ссылка на источник