Skip to main content
search

Консультации для родителей по логопедическому сопровождению «Дар речи»

Ждем родителей, у которых есть вопросы о речевом развитии детей от 0 до 15 лет, на открытой консультативной площадке «Дар речи», которая проводится 1 раз в месяц с 17.00 до 18.00 в онлайн формате.

Вы можете зарегистрироваться на консультацию и прислать свой вопрос, на который наши специалисты ответят Вам в онлайн-формате на ближайшей встрече. Консультации ведут опытные учителя-логопеды ГБУ ГППЦ ДОНМ. Они дадут практические рекомендации:

  • на что нужно обратить особое внимание в речевом развитии в зависимости от возраста ребенка;
  • при каких особенностях устной или письменной речи необходимо обратиться к специалисту;
  • какие упражнения в домашних условиях Вы можете проводить с детьми.

По итогам консультаций на сайте будут публиковаться ответы на поступившие вопросы, даже если на них не успеют ответить в прямом эфире.

Вы можете зарегистрироваться на консультацию и прислать свой вопрос по ссылке.

Консультативные площадки в 2024-2025 учебном году:

  • 26.09.2024
  • 24.10.2024
  • 28.11.2024
  • 26.12.2024
  • 30.01.2025
  • 27.02.2025
  • 27.03.2025
  • 24.04.2025
  • 29.05.2025

«Стимуляция речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

Как заниматься? Как разговорить ребенка?

Игра! И только игра!

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра. Не стоит превращать развитие речи в учебу. Если ребенок не хочет играть в то, что Вы предлагаете, постарайтесь включиться в его игру. Или развивать речь в обиходных бытовых ситуациях: во время завтрака, прогулки или уборки игрушек. Также следует помнить, что ребенок еще не в состоянии долгое время удерживать внимание. Поэтому продолжительность такой игры должна составлять не более 3–5 минут.

Какие бывают игры для «запуска» речи?

Игры, позволяющие «запустить» речь:

  1. Дыхательные игровые упражнения – «Подуй на цветочек», «Задуй свечку», «Загони мяч в ворота».
  2. Артикуляционные упражнения – «Покажи заборчик, улыбку, широкий и узкий язык», «Часики», «Маляр», «Грибочек».
  3. Музыкальные игры – действия и речь под определенный темп или ритм, громкую или тихую музыку.
  4. Игры с дидактическим материалом – использование различных картинок, пособий, логопедических тетрадей и альбомов.
  5. Пальчиковый массаж и пальчиковые игры – самомассаж рук; куклы Бибабо, театр теней, «Расскажи стихи руками».
  6. Игры на развитие слухового восприятия – «Покажи картинку на заданный звук в слове», «Где звук спрятался?»

Развиваем подражательную речевую активность

Если ребенок молчит, не стоит настаивать: «Скажи» или «Повтори за мной». Ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослого. Настойчивые просьбы со стороны взрослых повторить или сказать что-то могут спровоцировать речевой негативизм, при котором ребенок совсем откажется говорить или будет говорит неохотно и крайне мало.

Необходимо эмоционально общаться с ребенком: «Смотри, кто это пришел к тебе? Топ-топ-топ. Это зайка! Давай поиграем с ним! Давай покормим зайку. Как зайка кушает? Ам-ам-ам. Давай искупаем зайку! Куп-куп-куп. Давай положим зайку спать. Бай-бай-бай».

Если ребенок пока не готов повторять за вами простые слова или звукоподражания, сами проговаривайте и отвечайте за него. Через некоторое время у ребенка обязательно появится желание присоединиться к вашей игре.

«Оречевляем» действия ребенка

Очень полезно для развития речи комментировать свои действия и действия, которые выполняет ребенок. «Давай вымоем ручки. Включим водичку. Возьмем мыло, намылим ручки. А теперь смываем мыло…».

Если ребенок предпочитает общаться с помощью жестов, тогда «оречевляем» жест ребенка, а затем провоцируем ребенка на использование речи: «Что ты хочешь?». Пауза. «Пить? Что тебе налить: водичку или сок?».

Комментируя действия, вы развиваете понимание речи, обогащаете представления об окружающем мире, учите вслушиваться в речь и выделять в ней знакомые слова.

Какие они первые слова?

Нельзя требовать от ребенка сразу правильного произнесения слов. Надо помнить, что отдельные звуки и их сочетания, звукоподражания, обрывки лепетных слов – это тоже проявление речевой активности. Поэтому радуемся любому проявлению речи, хвалим ребенка и как бы невзначай даем правильный образец. Например, ребенок увидел машину и говорит «би-би», мама говорит: «Правильно, это машина» и т.д.

Первые артикуляционные и дыхательные упражнения

Для развития подвижности и укрепления мышц речевого аппарата рекомендуется выполнять с ребенком элементы артикуляционной гимнастики: вытянуть губки, надуть щеки, поцокать языком, покусать зубами верхнюю и нижнюю губу и т. д.

Также полезны различные дыхательные упражнения: подуть на бумажный кораблик, бумажную бабочку, одуванчик, игрушку-вертушку, надуть мыльные пузыри и т.д.

Развитие мелкой моторики

Участки головного мозга, отвечающие за речь и моторику, имеют тесную взаимосвязь. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи. Для развития мелкой моторики можно использовать стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Наша речь ритмична, а в потешках и стихах заложен простой ритм. Детские стихи и потешки обогащают словарь, формируют эмоциональный контакт с ребенком. А при выполнении под них разнообразных движений развивается мелкая моторика и координация движений.

Рассказывая ребенку знакомый ему стишок или сказку, можно пропустить слог или слово, таким образом развивая память и провоцируя речевую активность ребенка. Например: «Жили-были дед да… (ребенок подсказывает «баба»), и была у них курочка … (Ряба).

Используя эти советы, игры и упражнения, вы сможете создать благоприятную среду для речевого развития вашего ребенка. Помните, что этот процесс длительный, постепенный и трудоемкий, поэтому необходимо запастись терпением.

Формирование и коррекция нарушения произносительной стороны речи

Автоматизация звука «Р»

В речи очень сложно сразу произносить этот звук во всех словах, в предложениях. Вы можете попробовать справиться с этой проблемой самостоятельно. Для этого правильный звук надо закрепить, то есть автоматизировать.

Начните проговаривать с ребенком слова со звуком Р. В словах звук Р может стоять в разных позициях.

В начале слова: РАК, РАБОТА, РУКИ, РАДУГА, РЫБА, РОМА, РОБОТ.

В середине слова: КОРОВА, СОРОКА, БАРАНКА, МУРАВЕЙ, ВОРОТА

В конце слова: ПАР, МИР, ЗАБОР, ПОМИДОР, КАТЕР.

Можно поиграть с ребенком в такие игры:

«Назови ласково». Взрослый называет ребенку слово, ребенок говорит, как будет ласково (забор-заборчик, рубашка-рубашечка, рука-ручка)

«Посчитай до пяти» одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров.

«Назови много». Взрослый говорит ребенку слово, ребенок произносит слово во множественном числе. (рак-раки, рука-руки, сорока-сороки)

Назовите три-четыре слова подряд, пусть ребенок повторит. РАК-РАМА-РАДУГА, КОРОВА-СОРОКА-ВОРОНА- КОРОБКА

Когда в словах ребенок произносит звук уже уверенно, можете переходить на предложения

РОМА КРАСИТ ЗАБОР.

РАЯ ИГРАЕТ НА ГИТАРЕ.

МУРАВЕЙ ТАЩИТ ТРАВИНКУ.

Дальше можно разучивать с ребенком скороговорки, стихи.

ХОРОШИ В ДОРОЖКУ ПИРОЖКИ С КАРТОШКОЙ.

Есть специальная литература, которая может вам помочь в этом вопросе. Книги легко можно найти в книжный магазинах (Е.Н.Спивак, Л.А.Комарова, В.В.Коноваленко). Следите за речью ребенка, если слышите, что звук Р произносится неправильно, поправляйте.

Если звук Р произносится неправильно или отсутствует у ребенка до 5 лет

Первое, на что мы должны обратить внимание, это сколько лет ребенку. Звукопроизношение формируется у детей до пяти лет. Есть более трудные в произношении звуки, они появляются у ребенка последними. Поэтому, если ребенку три, четыре года, то можно еще подождать, возможно, звук появиться самостоятельно, а когда исполнилось пять, пять с половиной лет, то необходимо обратиться к специалисту, к логопеду.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи

Какие упражнения можно выполнять, чтобы ребенок говорил грамотно?

  1. «Один — много» (нос-носы, глаз-глаза).
  2. «Назови ласково» (платье-платьице, нос-носик, ухо-ушко).
  3. «Посчитай до пяти» (одна утка-пять уток, одна корова-пять коров).
  4. «Варим варенье» (из яблок – яблочное, из вишни – вишневое).
  5. «Исправь ошибку» (маленькое комната, светлый кухня).
  6. «Наведи порядок» (платье НА крючок, мяч ПОД шкаф).
  7. «Чего не хватает?» (у зайца-уха, у стола-ножки).
  8. «Расскажи о…» (Описание любых картинок, мультфильмов).

Нарушение темпо-ритмической организации речи (логоневроз, заикание)

Как справиться с заиканием или логоневрозом?

Чтобы справиться с темпо-ритмическими нарушениями речи (в том числе с заиканием), необходим комплексный подход, поскольку это нарушение связано с причинами биологического и психологического характера.

Необходимы:

  • Лечебно-оздоровительные мероприятия
  • Коррекционно-педагогическое воздействие
  • Необходимо взаимодействие разных специалистов: врача, логопеда, психолога

Основная задача работы логопеда при устранении заикания – это достижение у ребенка плавной речи. Необходимо учить ребенка говорить неторопливо, не спешить. Ведется работа над речевым дыханием. У детей с заиканием, дыхание часто нарушено: короткое, поверхностное. Важно научить их правильному дыханию, неторопливой речи.

Так же логопед работает над устранением недостатков звукопроизношения, формированием последовательности и связности речи.

В дополнение ребенку необходимо создать благоприятную обстановку. Что необходимо сделать:

Соблюдение режима, распорядка дня. Дозирование нагрузок, обязательно хороший сон. Следить, чтобы ребенок не переутомлялся.

Уравновешенная, спокойная обстановка дома.

Расширяйте у ребенка представления об окружающем мире. Ребенку может быть трудно оформить словами свою мысль и из-за этого может появляться торопливость, сумбурность речи. Поэтому обращайте внимание ребенка на предметы и явления окружающего мира, читайте книги, сказки.

Не говорите с ребенком быстро, торопясь. На личном примере показывайте, что говорить нужно плавно, неторопливо.

Нарушения письма и чтения

В каком возрасте стоит начать обучение чтению?

Чтение – это сложный многосоставляющий процесс. Вы правильно начали готовить к нему внучку до школы. У всех детей темпы овладения этим навыком различны. Кто-то учится за пару месяцев, а кто-то испытывает трудности до окончания школы. Первое с чего мы рекомендуем начать – это задания на звуковой анализ и синтез слов.

Например, определи в слове СОБАКА, какой звук первый, есть ли звук Б, какой звук последний, сколько звуков в слове?

Называем слово по буквам К-О-Р-О-В-А. Какое слово я сказала?

Далее познакомьте ребенка с алфавитом, выучите названия букв. Затем начните составлять из букв простейшие слова (ДОМ, СОК, ЗУБ), потом читать слова по слогам (ДО-РО-ГА), можно попробовать простые предложения (Петя гуляет на улице). Главное, чтобы эти задания проводились в игровой форме, с яркими картинками, кубиками, и без какого-либо принуждения.

В чем разница между дисграфией и дизорфографией?

Дисграфия – это стойкие СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ошибки на письме (зеркальное написание букв, путаница в надстрочных и подстрочных элементах, пропуск или добавление гласных, согласных, слогов; перестановка слогов; слитное написание слов в предложении или их разрыв, не понимание границы предложения и т.д.).

Дизорфография – это стойкое неумение применять орфографические и синтаксические правила правописания на письме при том, что ребенок их в теории знает. Ребенок пишет безграмотно слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, приставки, суффиксы и окончания, игнорирует или не понимает знаки препинания.

И в первом, и во втором случае консультация учителя-логопеда необходима. А вот вопрос о том, кто должен заниматься коррекцией не столь однозначен. В случае с дисграфией — это учитель-логопед. А при дизорфографии правильно, если будут заниматься оба специалиста: учитель-начальных классов (в старшем возрасте – учитель русского языка) и учитель-логопед

На что обратить внимание родителям в домашних условиях?

  1. При выборе канцелярских принадлежностей для ребенка остановитесь на трехгранных ручках и карандашах или ручках и карандашах с «пупырышками» в месте захвата. Массаж подушечек пальцев очень полезен нашим детям!
  2. Письмо с «проговариванием» — сначала проговорили слово (вслух или про себя), затем написали.
  3. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки:
    • лепка из пластилина;
    • выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги;
    • вычёркивание заданной буквы из текста;
    • узнавание букв на ощупь;
    • рисование букв в воздухе; списывание с печатного и письменного текста.
  1. Корректурная правка
    • Задание: найди и подчеркни в тексте конкретную букву, например, С или П, О или А и т.д. Далее — усложнить задание: найди в тексте буквы Б и П. Букву Б подчеркни, а буквы П зачеркни.
  1. Игры на звукобуквенный состав слова:
    • Кто больше назовет слов, начинающихся на звук С, заканчивающихся на звук Р и т.д.
    • Какой по счету звук Р в слове ПИРОГ?
    • «Паровоз»: назови слово, которое заканчивается на последний звук моего слова (самолет – такса – аквариум).
    • Назови место звука в слове (начало-середина-конец).
    • Назови соседей буквы в слове.

Рекомендуем родителям познакомиться с литературой следующих авторов: Е.В.Мазанова «Учусь работать с текстом», «Учусь работать со словом»; Л.М.Козырева «Загадки звуков, букв, слогов», «Как образуются слова»; А.В.Китикова «Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников».

Ребенок употребляет вместо «или» и «чтобы» какое-то свое слово «ан». Мы поправляем, но в пять лет до сих пор не избавились от этого слова. Как убрать это слово из лексикона ребенка?

Иногда у ребенка в речи закрепляется слово, которое, возможно, он употреблял, когда был младше, и оно осталось у него в речи. Может быть он слышал у кого-то это слово или пытался кому-нибудь подражать. Вы правильно, делаете, что поправляете. Просите сказать правильно, если услышали, что он произносит это неправильное слово.

Можно посоветовать придумать и поиграть с ребенком в игры, которые содержат слова «чтобы», «или». Нужно придумать предложения, в которых будут эти слова.

Например, можно поиграть в такую игру. Взрослый говорит: «Я открываю шкаф, чтобы взять ложку», а теперь ты… «Я открываю шкаф, чтобы взять шапку, пижаму, полотенце и т.д.»

Через некоторое время можно поиграть в игру «Я открываю холодильник, чтобы взять молоко, яблоко и т д»

Добивайтесь, чтобы ребенок произносил правильно предложение, употребляя слово «чтобы».

Расскажите про массаж языка; как определить, что мой ребенок говорит правильно; почему ребенок жует слова; проверьте мою дочь Аню на произношение звуков

Ответить на данные вопросы дистанционно невозможно. Обращайтесь в ближайшее к Вам территориальное отделение ГБУ ГППЦ ДОГМ для прохождения процедуры психолого-педагогического консилиума. Вам там обязательно помогут.

Как показать значимость выполнения домашнего задания в 7 классе?

Потребуется комплексная работа с привлечением учителей, психолога и всех членов семьи по отработке следующего алгоритма воздействия:

  1. Мотивация на твердое усвоение изученного материала;
  2. Взаимосвязь академической успеваемости с дальнейшем получением профессии;

Создание ситуации успеха.

Скажите, пожалуйста, работают ли в Вашем центре специалисты по заиканию?

В нашем Центре все учителя-логопеды владеют технологиями работы с детьми с темпо-ритмическими нарушениями речи, в том числе, с заиканием.

Через какое время после начала занятий должен быть виден ощутимый прогресс в выговаривании фраз у ребенка?

В норме фразовая речь появляется у ребенка к 3 годам. Причины отсутствия фразы многообразны, у каждого ребенка они проявляются в индивидуальных сочетаниях. В среднем, улучшения можно ожидать после 10 занятия.

Подскажите, пожалуйста, в каком возрасте можно ставить звук Р?

В норме звук «Р» должен появиться к 5 годам. Если у ребенка нет других проблем со звукопроизношением, то к учителю-логопеду стоит обращаться после 5 лет. В том случае, если у ребенка многочисленные нарушения звукопроизношения, то к учителю-логопеду необходимо обращаться в возрасте 2-3 лет, и специалист сам спланирует последовательность и время постановки звуков.

Ребенку 4 года, скудный запас слов, логопеды не принимают, говорят: «Ждите – сам заговорит». Как быть?

Вы можете записаться к нам на прием онлайн или позвонить по единому контактному номеру 8 495 730 2193. Во время психолого-педагогического консилиума Вы получите ответ на все волнующие Вас вопросы о речевом развитии Ваших детей.

Здраствуйте! Нужен совет. Дочке 3 с половиной годика. Стоит ли ее учить уже читать? Многие детские центры предлагают такие занятия. А я пока сомневаюсь.

Чтение – сложный и важный навык, который формируется у современных детей очень непросто. Для формирования навыка чтения необходима определенная психологическая и физическая готовность ребенка, которую он достигает к окончанию дошкольного периода. Рекомендуется начинать занятия по обучению чтению за год до поступления в школу. Если речь идет не о целенаправленном обучении, а об играх, предполагающих знакомство с буквами, то такие занятия можно рекомендовать с 5 лет.

Мой ребенок идет в следующем году в школу. Как понять, что у него все нормально с речью?

Оценить уровень речевого развития Вашего ребенка должен учитель-логопед. Но, если по каким-то причинам это сделать сложно, следующие маркеры подскажут Вам, что именно должно быть сформировано в речи у ребенка к школе. Будущий первоклассник должен уметь:

  1. Правильно произносить звуки и слова.
  2. Говорить достаточно громко, в адекватном для понимания темпе.
  3. Дифференцировать (различать) звуки, определять их последовательность в словах.
  4. Правильно согласовывать слова в предложениях (род, число, падеж).
  5. Пересказывать содержание прослушанных текстов (сказки, рассказы).
  6. Составлять рассказы по рисункам.
  7. Находить причинно-следственные связи в сюжетах из рисунков, сказок, мультфильмов.
  8. Иметь достаточный словарный запас (ориентировочно 2000 слов), в котором присутствуют основные части речи.

Моя дочь никак не может запомнить стихотворения. Как ей помочь выучить стихи наизусть?

Помочь могут следующие приемы:

  1. Найдите непонятные слова и объясните их ребенку.
  2. Увеличивайте объём запоминаемой информации постепенно.
  3. Визуализируйте стихотворение (используйте схемы, рисунки, мнемотаблицы).
  4. Подключите эмоции – прочитайте сами выразительно, затем – вместе с ребенком.
  5. Переведите рифму в прозу и попросите ребенка пересказать стихотворение.
  6. Используйте диктофон.
  7. Для читающих школьников: распечатайте текст стихотворения и разрежьте его на строчки, перемешайте строчки и попросите собрать стихотворение.
  8. Повторяйте стихотворение многократно, частями и целиком.
  9. Делайте перерывы.

Как правильно рассказать учителям и другим детям в классе про дисграфию и дислексию, чтобы не издевались? Кто занимается просвещением учителей начальных классов по дислексии?

Обязательными направлениями деятельности учителя-логопеда являются не только диагностика и коррекция нарушений речи обучающихся, но и просвещение и консультирование всех участников образовательного процесса: родителей, учителей, администрации образовательной организации. Именно учитель-логопед осуществляет координацию и единство в методических подходах к оценке речевого развития детей и выборе методов преодоления возникших речевых нарушений. Учитель-логопед может провести обучающие семинары для взрослых и различные игровые тренинги для детей всего класса, позволяющие в правильном ключе воспринимать особенности обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Когда в школах начнут тестировать детей на наличие логопедических отклонений?

Каждая образовательная организация самостоятельно принимает решение о применяемых технологиях логопедического обследования детей. В рамках проекта «Логопедический скрининг «Дар речи» была разработана двухступенчатая технология оценки уровня речевого развития детей 4 возрастных групп. Рекомендуем педагогам образовательных организаций ознакомиться с данной технологией на сайте нашего Центра в разделе «Логопедический скрининг «Дар речи».