Skip to main content
search
Новости

Психологи на Урбанфоруме выделили пять основных принципов взаимодействия с детьми

By 01.09.2023No Comments

Взаимное уважение, честность, эмпатия и доверие — основа принципов взаимодействия с современными детьми. Об этом рассказали психологи образовательных организаций Москвы и приглашенные эксперты на Московском урбанистическом форуме во время ток-шоу «Как договориться с современным ребенком?»

Умение находить общий язык с людьми — одно из важнейших в жизни человека. Эффективная коммуникация позволяет избегать конфликтов, находить компромиссы в личной жизни, учебе, работе, при взаимодействии с малознакомыми людьми. От того, умеют ли взрослые строить конструктивный диалог с детьми, зависит успеваемость детей в школе и уровень их социализации.

Психологи выделили пять основных принципов взаимодействия с детьми:

Взаимное уважение и честность. Обе стороны должны учитывать мнение друг друга, быть готовыми к диалогу. Если в разговоре необходима критика, она должна быть конструктивной, без перехода на личности. И одной, и другой стороне важно избегать манипуляций.

Эмпатия и понимание. Взаимодействие должно быть основано на понимании чувств, мыслей и потребностей другого человека. Важно уметь представлять точку зрения собеседника, смотреть на ситуацию шире.
Доверие и открытость. Взрослым важно сформировать у детей уверенность в том, что при возникновении сложной ситуации взрослые всегда помогут. Общение должно быть искренним, а слова не должны расходиться с делом.

Доверие и открытость. Взрослым важно сформировать у детей уверенность в том, что при возникновении сложной ситуации взрослые всегда помогут. Общение должно быть искренним, а слова не должны расходиться с делом.

Принятие. Каждой стороне важно признавать право на существование иного мнения, а не только собственного. Будьте открытыми к новым суждениям, не пытайтесь «исправить» другого человека, чтобы подстроить его под себя.

Внимательность и осознанный выбор. Всегда важно уметь вовремя остановиться, проанализировать ситуацию и принять взвешенное решение.

Иногда взрослые в разговоре с ребенком хотят не столько прийти к компромиссу, сколько отстоять свою точку зрения, считает Александра Бочавер, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ «ВШЭ».

— Часто под «договором» взрослые люди понимают послушание — родители хотят добиться от ребенка определенного действия или поведения. Но это неправильно. Договор — это умение выстроить коммуникацию, устроить переговоры, создать конструктивное общение, а не продавить точку зрения взрослого. Да, иногда подобные переговоры могут закончиться неудачей, и это нормально. Даже неудачные попытки будут способствовать формированию у ребенка навыка переговоров, которыми он в последствии будет пользоваться в сложных ситуациях, — отметила Бочавер.

С одними детьми договориться легче, с другими — труднее. При взаимодействии с ними важно учитывать особенности их темперамента и характера и использовать индивидуальный подход, отметил Аркадий Григорян, генеральный директор, продюсер киножурнала «Ералаш».

— Можно найти подход к каждому ребенку. Я помню историю, когда режиссер на площадке не мог добиться от ребенка определенного действия. Вместо того, чтобы высказать все ему, режиссер обратился к взрослому актеру, который работал с ним в паре. Ребенок также услышал все замечания и сразу исправился, — рассказал Григорян.

Начинать непростой разговор с ребенком можно с позитивной информации. Взрослые могут сделать акцент на успехах и достижениях ученика, похвалить, поблагодарить за какие-то действия: в психологии такой подход называется «стратегическим комплиментом».

Если у родителей не получается найти общий язык с ребенком своими силами, они могут обратиться за консультацией к специалистам Городского психолого-педагогического центра Москвы. Записаться на первичный прием можно на сайте центра или по телефону +7 (495) 730-21-93.