Вернувшись после каникул в школу, дети попадают, с одной стороны, в свою привычную среду, но с другой – перед ними теперь ставятся новые учебные задачи, к которым нужно адаптироваться. В такие периоды нормально чувствовать себя «не в своей тарелке». Как понять, что ваш ребенок просто проходит через естественный процесс адаптации, а не столкнулся с тревогой, требующей внимания специалиста? Разобраться в этом вопросе поможет педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Светлана Волгина.
Что такое адаптация
Адаптация – это естественный психофизиологический процесс приспособления к новым условиям, правилам, окружению или обстоятельствам. Это ресурсозатратный, но здоровый и необходимый механизм, который помогает нам расти и развиваться.
Ключевые признаки адаптации
Связь с происходящей ситуацией. Если ребенок говорит вам: «Я нервничаю перед контрольной работой», то его состояние четко связано с возвращением к учебной деятельности.
Постепенное улучшение. С каждым днем или неделей вы замечаете, что ребенок чувствует себя немного увереннее, привыкает к режиму, начинает разбираться в задачах. Симптомы ослабевают со временем.
Сохранение работоспособности. Несмотря на небольшую усталость, ребенок выполняет свои обязанности, взаимодействует с одноклассниками и учителями и в целом контролирует свой режим.
Позитивные моменты. Среди трудностей ваш ребенок отмечает и что-то хорошее: получение интересной информации (например, когда в расписании появляется новый предмет, учитель объявляет о предстоящей экскурсии), общение с одноклассниками, новые возможности. Чувство волнения часто смешано с предвкушением и интересом.
Физические симптомы умеренны. Может быть нарушен сон или аппетит, но эти нарушения не носят катастрофический характер (например, ребенок не можете уснуть час, а не всю ночь; аппетит немного снизился, но он не забывает о еде).
Но бывает, что беспокойство долго не проходит, напряжение только нарастает, появляется страх, предчувствие неблагоприятных событий. Тогда можно говорить о состоянии тревожности, которая часто бывает неопределенной, беспричинной или преувеличенной.
Что такое повышенная тревожность
Повышенная тревожность – это устойчивое состояние нервной системы, для которого характерно постоянное ожидание негативных событий, ощущение беспричинного страха и напряжения. В отличие от адаптации, этот фактор мешает нормальной жизни.
Ключевые признаки повышенной тревожности
Неопределенность или незначительная важность причины. Тревога возникает «на пустом месте» или ее интенсивность несоразмерна ситуации (например, паника из-за забытой в школе сменной обуви или необходимости подготовиться читать стихи вслух перед классом).
Постоянство и прогрессирование. Чувство тревоги не уменьшается со временем, а может даже нарастать. Оно становится постоянным спутником вашего ребенка, независимо от успехов в учебе.
Нарушение нормального ритма жизни. Тревога начинает мешать учебе и социальной жизни: ребенок избегает решения важных задач, придумывает причины для пропуска занятий в школе, не может сконцентрироваться во время занятий, избегает общения с одноклассниками.
Преувеличение и навязчивые мысли. Ребенок концентрируется на отрицательных сценариях («надо мной будут смеяться», «я опозорюсь») и не может остановить этот поток.
Выраженные физические симптомы: потливость, дрожь, мышечное напряжение, проблемы с пищеварением, головные боли, бессонница.
Что делать, чтобы процесс адаптации не перерос в тревожность или в депрессивное состояние
Дайте ребенку время. Адаптация после летних длительных каникул – процесс небыстрый, вполне возможно, что потребуется 3 или 4 недели. Не требуйте от него мгновенного включения в учебу и эффективности.
Соблюдайте режим дня. В период адаптации особенно важны:
- сон (необходимо спать 7–8 часов);
- питание (регулярные и сбалансированные приемы пищи);
- физическая активность (даже короткая прогулка помогает снизить уровень кортизола – гормона стресса);
- отдых (старайтесь планировать вместе с ребенком перерывы и время «ничегонеделания»);
- занятия (правильно рассчитайте учебную нагрузку для ребенка, не перегружайте дополнительными кружками).
Найдите время для общения с ребенком. Придумайте совместные семейные события, например, поход в театр, велопрогулка или интерактивный квест.
Обратитесь за профессиональной помощью, если:
- симптомы не проходят более 2–3 месяцев и только ухудшаются;
- тревожность серьезно мешает повседневной жизни школьника;
- заметили у ребенка стойкое подавленное настроение, потерю интереса к жизни, апатию.
Адаптация – это временный и продуктивный стресс, который ведет к личностному росту. Тревожность – это изматывающее состояние, которое тормозит развитие ребенка. Прислушивайтесь к своим детям и не бойтесь просить о помощи, если понимаете, что не справляетесь самостоятельно.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети».