Что такое речевое дыхание и почему оно важно для развития речи ребенка? Речевое дыхание — это основа речи, её фундамент. Это особый тип дыхания, который мы используем во время разговора. Обычное дыхание происходит автоматически, а речевое дыхание требует координации и контроля. Когда мы дышим по продолжительности вдох и выдох примерно одинаковы. При речевом дыхании вдох должен быть коротким и глубоким, а выдох — длинным и плавным. От развития речевого дыхания зависит правильность звукопроизношения, ведь многие звуки речи требуют достаточно сильной воздушной струи. Например, для произнесения звука «р», ребенку нужно создать сильный поток воздуха, чтобы заставить кончик языка вибрировать. Правильное распределение воздуха во время речи позволяет ребенку использовать разнообразные интонации, делая речь более эмоциональной. Умение контролировать силу выдоха помогает регулировать громкость голоса, делая его выразительным. Речевое дыхание позволяет произносить длинные фразы или предложения без лишних пауз, делая речь ребенка связной и выразительной.
Особенности речевого дыхания у дошкольников.
Развитие речевого дыхания у детей связано с общим физическим и речевым развитием. У детей дошкольного возраста есть определенные особенности
речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:
— недостаточно развитый дыхательный аппарат и часто преобладание верхнегрудного (ключичного) типа дыхания, который менее эффективен для речи. Нехватка воздуха не позволяет договорить начатую фразу, или пытаясь успеть произнести фразу целиком, ребенок говорит слишком быстро, без пауз;
— выдыхаемый воздух распределяется неравномерно. Часто запас воздуха кончается на первом слоге и конец слова произносится тише или «проглатывается»;
— искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи;
— проблема с распределения дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, приходится делать паузу во время произношения фразы, в результате ребенок может забыть, о чем он хотел сказать.
Как родителям понять, есть ли у ребенка проблемы с речевым дыханием, и какие признаки могут указывать на проблемы:
— ребенок делает вдох после каждых 2–3 слов;
— речь звучит неровно, с частыми паузами не на границах смысловых отрезков;
— ребенок «проглатывает» окончания слов из-за нехватки воздуха;
— голос ребенка звучит напряженно или слишком тихо к концу фразы.
Помните, что нормы речевого дыхания зависят от возраста ребенка. В 2–3 года ребенок может произносить 2–3 слова на одном выдохе. В 4–5 лет 3–5 слов, а в 6–7 лет ребенок должен произносить 5–7 слов.
Важно помнить, что, если вы заметили какой-то признак, это не повод для волнения, а сигнал к действию. Можно обратиться к логопеду для профессиональной диагностики, специалист определит наличие, степень нарушения речевого дыхания, а также разработает индивидуальный план коррекции. А с помощью специальных упражнений и игр можно значительно улучшить речевое дыхание ребенка.
Прежде чем приступить к упражнениям, важно помнить несколько правил:
— занятия должны проводиться ежедневно. Первые результаты обычно заметны через 2–3 месяца. Однако для закрепления навыка может потребоваться более длительное время.
— оптимальное время занятий 5–7 минут для детей 3–4 лет и 10–12 минут для детей 5–7 лет. Лучше заниматься утром после завтрака или во второй половине дня после полдника. Не надо делать упражнения сразу после еды;
— упражнения выполняют в хорошо проветренном помещении;
— одежда не должна стеснять движения, особенно в области грудной клетки и живота;
— занятия лучше проводить в игровой форме, без принуждения. И обязательно хвалите ребенка;
— выполняйте упражнения вместе с ребенком. Ваше активное участие значительно ускорит прогресс и сделает процесс обучения более эффективным.
Противопоказания: нельзя выполнять дыхательные упражнения при повышенной температуре и острых заболеваниях.
Прежде чем перейти к упражнениям для речевого дыхания, важно укрепить общую дыхательную мускулатуру. Вот несколько простых и эффективных упражнений, которые помогут ребенку освоить диафрагмальное дыхание и увеличить объем легких.
«Надуваем шарик». Попросите ребенка на вдохе надуть живот (как шарик), на выдохе сдуть (шарик лопнул). На живот можно положить ладонь, чтобы лучше чувствовать движения. Повторите 3–5раз.
«Подуем на цветок». Ребенок делает глубокий вдох через нос, а затем медленно выдыхает через рот, как будто хочет подуть на цветочек (одуванчик). Держа ладонь перед губами, ребенок должен почувствовать воздух на ладони. Повторите 3–5раз.
«Листопад». Вырезаем из цветной бумаги листья (осенью можно собрать на улице листья). Устраиваем листопад, сдувая вместе с ребенком листья со стола.
«Горячий чай». Предложите ребенку «остудить чай». Сделать глубокий вдох через нос и длинный плавный выдох через рот, подуть на горячий напиток. Держа ладонь перед губами, ребенок должен почувствовать воздух на ладони. Повторите 3–4 раза.
Теперь, можно переходить к упражнениям, направленным на развитие речевого выдоха. Вот несколько увлекательных игр:
«Футбол». Сделайте из бумаги легкий шарик. Положите его на стол и предложите ребенку «забить гол», дуя на шарик. Расстояние до ворот постепенно увеличивайте.
«Кораблики». Наполните тазик водой и пустите в нее бумажные или пластиковые корабли. Задача ребенка дуть на корабли, чтобы они плыли. Следите, чтобы ребенок дул плавно и длительно, не надувая щек.
«Мыльные пузыри». Научите ребенка пускать мыльные пузыри. Обратите его внимание на то, что для больших пузырей нужно дуть медленно и равномерно.
«Музыкальные инструменты». Используйте свистульки, дудочки или губные гармошки. Они помогают развивать не только силу выдоха, но и умение его контролировать.
Артикуляционная гимнастика и развитие речевого дыхания тесно связаны. Вот несколько упражнений, не только укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, но и научат ребенка контролировать и направлять воздушную струю, это важно для правильного произношения звуков.
— «Лопаточка». Попросите ребенка широко открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу. Задача ребенка удерживать язык в таком положении на счет до пяти, а затем подуть на кончик языка, как будто сдувая перышко.
— «Трубочка». Предложите ребенку вытянуть губы трубочкой, как при произнесении звука «у». Затем подуть, стараясь направить воздушную струю прямо перед собой.
— «Фокус». Положите небольшой кусочек салфетки на кончик носа ребенка. Попросите его улыбнуться, приоткрыть рот, поднять язык к верхней губе и подуть чтобы салфетка полетела вверх.
Развитие правильного речевого дыхания — важная составляющая речевого развития ребенка. Регулярные занятия, поддержка родителей в сочетании с профессиональной помощью (при необходимости) помогут вашему ребенку овладеть этим важным навыком. Удачи Вам и вашему ребенку на пути к правильной и красивой речи!