Skip to main content
search
Новости ТОТО Очаково

«Похвала или благодарность?» Почему важно благодарить ребенка, а не хвалить его

By 07.11.2025No Comments

В отделении Очаково педагоги провели методическое объединение и подняли интересную тему: «Похвала или благодарность?» Почему важно благодарить ребенка, а не хвалить его.

«Молодец!», «Умница!», «Какой ты талантливый!» — эти фразы слетают с нашего языка автоматически, когда мы хотим поддержать ребенка. Казалось бы, что здесь плохого? Мы же хотим как лучше. Но современная психология все чаще призывает заменять похвалу — благодарностью. В чем же разница и почему этот, казалось бы, семантический нюанс так важен для развития личности ребенка? — рассказала на методической встрече старший методист территориального отделения «Очаково» Елизавета Авдюхина.

На первый взгляд, и похвала, и благодарность — это позитивная обратная связь. Но цели и последствия у них принципиально разные.

Похвала — это оценка.

Произнося «Молодец!», мы выступаем в роли судьи, который выносит вердикт: «Ты хороший, потому что сделал что-то хорошо». Она всегда направлена на личность и результат.

Пример: Ребенок нарисовал рисунок. «Какой ты у нас художник!» (оценка личности) или «Какой красивый рисунок!» (оценка результата).

Благодарность — это признание вклада.

Говоря: «Спасибо!», мы признаем совершенное действие и его ценность для нас.

Пример: Тот же рисунок. «Спасибо тебе за этот рисунок! Мне очень приятно, что ты нарисовал для меня солнышко, теперь в комнате стало светлее».

Почему похвала может быть опасной ловушкой?

Похвала, особенно частая и неконкретная может даже навредить.

1. Формирует зависимость от внешней оценки. Ребенок привыкает, что его ценность зависит от того, что о нем скажут другие. Он начинает действовать не из внутреннего интереса, а ради того, чтобы снова услышать «Молодец!». Пропадает внутренняя мотивация.

2. Порождает страх ошибки. Если хвалят за успех, то что будет при неудаче? Ребенок боится браться за сложные задачи, чтобы не разочаровать родителя и не потерять статус «молодца».

3. Создает «синдром отличника». Стремление всегда быть «хорошим» и первым любой ценой. Это путь к выгоранию и тревожности.

4. Обесценивает сам процесс. Фокус смещается с удовольствия от деятельности (рисования, игры, помощи) на получение «приза» в виде похвалы.

5. Мешает формированию собственного мнения. Ребенок не учится сам оценивать свою работу («Что я чувствую по поводу своего рисунка?»), он ждет вердикта извне.

В чем же сила благодарности: что мы даем ребенку вместо оценки?

При развёрнутом благодарении мы наполняем ребенка и поддерживаем. Мы даем ему нечто гораздо более ценное, чем простое «Молодец»:

1. Развиваем внутреннюю мотивацию. Благодарность не оценивает, а описывает. «Спасибо, что ты помыл посуду. Теперь на кухне такой порядок, и у меня освободилось время на отдых». Ребенок видит последствия своих действий и чувствует свою компетентность. Ему хочется делать хорошо, потому что это имеет смысл, а не ради похвалы.

2. Укрепляем самооценку.

3. Учим ценить усилия, а не только результат. «Спасибо, что не сдался и дорешал эту сложную задачу. Я видел, как ты сосредоточен» — такая фраза ценит старание и упорство, что гораздо важнее врожденных способностей.

4. Строим отношения на равных. Благодарность — это диалог двух равноправных людей. Мы не судим сверху вниз, а выражаем признательность. Это укрепляет доверие и уважение в семье.

5. Развиваем эмпатию. Описывая свои чувства («мне было приятно», «я тронута», «я горжусь тобой»), мы учим ребенка понимать эмоции других людей и видеть связь между его поступками и реакцией окружающих.

Как на практике перейти от похвалы к благодарности?

Не нужно запрещать себе говорить «молодец». Проще начать добавлять в свою речь больше благодарности и описательных фраз.

Вместо: «Молодец, получил пятерку!»

Попробуйте сказать: «Спасибо, что приложил столько усилий к подготовке! Я вижу, твой труд оплачен. Ты, наверное, сам доволен?»

Вместо: «Какая ты у меня помощница!»

Попробуйте сказать: «Спасибо, что помогла мне накрыть на стол! Ты меня очень выручила, и мы быстрее сели ужинать».

Вместо: «Какой красивый замок из конструктора!»

Попробуйте сказать: «Ты построил целый замок! Расскажи, как тебе пришла в голову идея такой высокой башни?»

Спросите его мнения: «Что тебе самому больше всего нравится в твоем рисунке?» Это сместит фокус с вашей оценки на его собственные чувства.

Заменяя оценку — признанием, а похвалу — благодарностью, воспитываем сильную, самостоятельную личность, которая способна сама оценивать свои поступки, не боится сложных задач, действует из внутреннего интереса и понимает ценность своих усилий.

Это добавит не только внутренней опоры, но и наполнит ваше семейное пространство гармонией и бережным отношением друг к другу. Ведь сказать искреннее «спасибо» — иногда значит гораздо больше, чем любое, даже самое громкое, «молодец».

Упражнение: в практической работе мы, конечно, должны начинать с себя. Поэтому педагогам предложили найти 10 пунктов за что я себя сегодня благодарю. И начинать можно с самых маленьких дел. Научившись благодарить себя, мы научимся благодарить своих детей.