Skip to main content
search
Новости

Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы оказания ранней помощи»

By 24.04.2017No Comments

«Актуальные вопросы оказания ранней помощи». Так называлась конференция, прошедшая в Московском городском педагогическом университете. Место проведения было выбрано не случайно. Именно этот вуз одним из первых в стране включился в работу по организации ранней помощи. Как отметили организаторы, в числе которых и Городской-психолого-педагогический центр, принципиальное отличие нынешней конференции от предыдущих в том, что она не только научная, но и практическая, предполагающая обмен опытом, который поддерживает теорию. По словам начальника отдела методической и инновационной деятельности ГППЦ   Елены Ушаковой, ранняя помощь — это очень актуально, потому что, чем раньше продиагностировано состояние ребенка, чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше выход ребенка из того состояния, в котором он оказался.

Как прозвучало на конференции, важно отличать понятия ранней помощи и дошкольного образования. У них разные целевые группы, цели и организация деятельности, разные технологии работы.  Ранняя помощь – самостоятельная форма работы. Она может быть реализована как структурное подразделение в учреждениях системы образования, здравоохранения, социального обслуживания.

«Есть поручение президента, которое говорит о том, что раннюю помощь нужно внести в законодательство. Мы планировали это в 2019 году. Понятно, что оно должно быть в законе «Об образовании».  Причем должно быть так прописано, чтобы не путалось с «дошколкой», — сообщила в своем выступлении сопредседатель координационного Совета по делам детей-инвалидов при Общественной палате РФ  Елена Клочко.

Говорили в ходе конференции и о проблемах в организации ранней помощи. Отсутствие единых подходов и взаимодействия между образованием, здравоохранением и социальной защитой, недостаточность специализированной литературы, неосведомленность родителей о системе ранней помощи, подготовка кадров, обладающих широким спектром полифункциональных знаний, – все эти вопросы требуют решения.

Как считает директор института специального образования и комплексной реабилитации, доктор педагогических наук, профессор Оксана Приходько, один из рычагов успешности – включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Необходима популяризация опыта, формирование адекватного отношения общества к системе ранней помощи.

По мнению руководителя лаборатории технологий сопровождения служб ранней помощи ГППЦ Валерия Ярыгина, необходимы стандарты ранней помощи. Сегодня организация деятельности не рассчитана на работу с семьей. А ранняя помощь — это прежде всего работа с семьей ребенка.

[av_gallery ids=’24065,24066,24067,24068,24069′ style=’thumbnails’ preview_size=’portfolio’ crop_big_preview_thumbnail=’avia-gallery-big-crop-thumb’ thumb_size=’shop_catalog’ columns=’5′ imagelink=’lightbox’ lazyload=’avia_lazyload’ admin_preview_bg=» av_uid=’av-v350dc’]

В городском психолого-педагогическом центре на сегодняшний день уже разработаны стандартные требования к оказанию ранней помощи, организовано обучение специалистов, создан конструктор индивидуальных программ ранней помощи, разработан мониторинг компетенций специалистов.

В ходе конференции ее участники делились опытом дистанционного сопровождения семей. Он позволяет рационально и эффективно использовать рабочее время, применять видеозаписи конкретных ситуаций для микроанализа. Один раз в квартал делается срез и оценивается эффективность индивидуальной программы ранней помощи.

Методист ГППЦ Галина Прохорова рассказала коллегам о разработках по развитию коммуникативной функции речи детей в службе ранней помощи: «Проблема в том, что дети с особенностями здоровья могут не обращать на взрослого внимания. Поэтому мы разработали программу «Сундучок», которая является мотивационным стимулом для возникновения голосовых реакций. На протяжении программы взрослый достает из сундучка предметы и, производя манипуляции с ними, привлекает внимание ребенка, вызывает первый отклик, ответную реакцию. Настроенность ребенка на партнера, партнерское взаимодействие – на это направлена наша программа.  После того, как ребенок начинает видеть и взаимодействовать со взрослым с помощью различных игровых средств, мы можем считать задачу решенной, потому что ребенок начинает использовать речь, как средство общения. Это и есть цель программы».