Все больше и больше образовательных организаций столицы успешно реализуют инклюзивное образование — процесс обучения и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками. Однако у ребят с расстройствами аутистического спектра особые образовательные потребности, в числе которых — присутствие на занятиях специально обученного человека – тьютора, который помогает, поддерживает и мотивирует ребенка.
Тьютор должен уметь адаптировать материал для ребенка в соответствии с вариантом его программы, помогать в обучении и социализации. И, конечно, он должен знать, что такое аутизм. Все эти знания ему нужны независимо от того, работает он с одним или с несколькими детьми, учатся эти дети в ресурсных или автономных классах, или в регулярных классах с поддержкой, или в школах, реализующих адаптированные программы. Модель образования может меняться в ходе учебного процесса. Задача тьютора – привести ребенка на каждом из этих этапов к максимальной самостоятельности.
[av_image src=’https://old.gppc.ru/wp-content/uploads/2017/09/430A9568.jpg’ attachment=’26619′ attachment_size=’full’ align=’center’ styling=» hover=» link=» target=» caption=» font_size=» appearance=» overlay_opacity=’0.4′ overlay_color=’#000000′ overlay_text_color=’#ffffff’ animation=’no-animation’ admin_preview_bg=» av_uid=’av-3h1lkq’][/av_image]Совсем недавно школы и детские сады испытывали острую необходимость в подобных специалистах, но теперь проблема решена: в столице, на базе Городского психолого-педагогического центра, проводятся курсы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС в условиях образовательной организации».
Участники курсов говорят, что курсы в активной, наглядной форме помогают восполнить недостающие знания, сразу отработать пройденные методики: «Обычно на лекциях молча сидишь и строчишь в тетрадь, а здесь совсем не так. Например, сначала рассказывают, какие есть варианты ввода жетонов, как мотивировать ребенка собрать их как можно больше. Затем показывают видеофрагменты. Наконец мы разбиваемся на пары и отрабатываем механизм работы. Очень важно делать это сразу, пока не забылись детали. Скажем, нельзя класть предмет, с которым работаешь, на одно и то же место, потому что тогда ребенок запомнит этот предмет не по функции, а по местоположению. Такие ошибки нам сразу поправляют. Ведут занятия опытные практикующие кураторы ресурсных классов – А.И. Козорез и М.С. Гончаренко», — говорит участница курсов Алена Бычкова.
[av_image src=’https://old.gppc.ru/wp-content/uploads/2017/09/10.jpg’ attachment=’26620′ attachment_size=’full’ align=’center’ styling=» hover=» link=» target=» caption=» font_size=» appearance=» overlay_opacity=’0.4′ overlay_color=’#000000′ overlay_text_color=’#ffffff’ animation=’no-animation’ admin_preview_bg=» av_uid=’av-q8ghga’][/av_image]Руководитель отдела методической и инновационной деятельности ГБУ ГППЦ ДОгМ Елена Ушакова и автор курса «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС в условиях образовательной организации» Анастасия Козорез ответили на самые популярные и частые вопросы о курсах тьюторов:
— Как попадают на курсы?
Е.В. Ушакова: на сайте ГППЦ есть реестр программ дополнительного профессионального образования, и среди них – программы ГППЦ. Все они рекомендованы к реализации общественной экспертизой. Директор школы выбирает программу и тут же оставляет заявку. В группе может быть от 15 до 25 человек. Стоимость 72-х часового курса –14 тыс. руб. на человека. Директор оформляет оферту на портале поставщиков, любой руководитель знаком с этой процедурой.
— Как часто будет происходить набор?
Е.В. Ушакова: Несколько раз в течение года, причем мы готовы работать также и на регионы. Для интенсивных очных занятий туда могут выехать наши специалисты, либо наоборот обучающиеся из регионов могут приехать в Москву.
— На курсы идут люди с профильным образованием, но с разным уровнем подготовки. Правильно ли их объединять в одной группе?
А.И. Козорез: Это как раз здорово, что есть новички и есть продвинутые слушатели. Они могут поделиться опытом с теми, кто никогда не работал с детьми с РАС и пока не очень представляет себе, как это выглядит. Если тех, у кого рука хоть как-то набита, ставить на практическом занятии в пару с новичками, то результат лучше.