Волшебные звуки: различаем, выделяем, говорим

Фонематическое восприятие и звукопроизношение

Авторы: Корехова С.В., Вавинова Е.В.

Направления работы

  • Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений
  • Коррекция и формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова

Дети 5-6 лет

От 9 до 18 занятий

5 модулей

30 минут

Тематический каркас

#1 Развитие предпосылок формирования фонетико-фонематической стороны речи - 9 занятий

Скачать презентацииСкачать сценарии

Цели модуля: учить различать виды неречевых звуков, дифференцировать речевые и неречевые звуки; формировать правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.

Неречевые звуки – 3 занятия

  1. Голоса животных
  2. Музыкальные инструменты
  3. Бытовые звуки

Ритмические рисунки – 3 занятия

  1. Ритмические рисунки (неречевые звуки и гласные)
  2. Ритмический рисунок гласных звуков (чередование длинный/короткий; чередование громкий/тихий)
  3. Ритмический рисунок слогов со сменой гласных/согласных (на любых согласных звуках из следующего ряда: Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, М, Мь, П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, К, Кь, Г, ГЬ, Х, Хь)

Интонация – 3 занятия

  1. Вопросительная интонация
  2. Восклицательная интонация
  3. Дифференциация различных видов интонаций

#2 Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений - 9 занятий

Скачать презентацииСкачать сценарии

Цели модуля: учить дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, выделять звук в ряду других и в начале слова.

  1. Свистящие звуки (С – Сь, З – Зь, Ц)
  2. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ)
  3. Сонорные звуки (Л – Ль, Р – Рь)

#3 Формирование произносительной стороны речи (слоговая структура) - 9-18 занятий

Скачать презентацииСкачать сценарии

Цели модуля: учить воспроизводить слова различной слоговой структуры в предложно-падежных конструкциях и использовать их в активной лексике.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (9 занятий)

Слоговая структура на материале существительных

  1. Единственное и множественное число существительных (трудные формы)
  2. Согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм
  3. Образование существительных (суффиксы иц, ик, онк, енк)

Слоговая структура на материале прилагательных

  1. Образование относительных прилагательных
  2. Образование притяжательных прилагательных
  3. Образование сравнительной степени прилагательных

Слоговая структура на материале текстов

  1. Составление рассказа по серии картинок
  2. Составление рассказа по сюжетной картине
  3. Составление рассказа-описания

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ (до 9 занятий)

  1. Слова сложной слоговой структуры (изолированно/в словосочетаниях)
  2. Существительные в Р.п. множественного числа
  3. Употребление предложений с предлогами, обозначающими пространственные отношения (в и из; на и с; под и из-под; на, в и под; за и из-за)

#4 Формирование и коррекция звукопроизносительной стороны речи - 18 занятий

Скачать презентацииСкачать сценарии

Цель модуля: учить правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой.

Тематический блок выстраивается в зависимости от индивидуальных особенностей звукопроизношения ребенка и имеющихся дефицитов.

Длительность блока – 18 занятий с акцентом на изолированную постановку всех отсутствующих или неправильно произносимых звуков.

#5 Формирование навыка фонематического анализа и синтеза - 9-18 занятий

Скачать презентацииСкачать сценарии

Цели модуля: формирование первичных навыков звукового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения; введение в речь поставленных или исправленных звуков (9-18 занятий).

Звуковой анализ на материале различных речевых единиц

  1. Анализ обратных слогов
  2. Анализ прямых слогов
  3. Анализ односложных, двусложных слов из открытых слогов
  4. Анализ двусложных слов, содержащих слог со стечением согласных

Звуковой синтез

  1. Синтез односложных и двусложных слов из звуков
  2. Синтез слов из слогов и деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов

Составление предложений

  1. Анализ предложений (количество, последовательность слов)
  2. Работа с предложением (составление предложений, распространение предложений)
  3. Работа с предложением (составление предложений, исправление деформированного предложения)

Целевые ориентиры

Скачать чек-лист

#1

Ребенок умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию

#2

Ребёнок умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки

#3.1

Ребёнок усваивает и применяет новые слова, относящиеся к различным частям речи

#3.2

Ребенок согласовывает слова в числе, роде, падеже; исправляет деформированное высказывание

#3.3

Ребенок самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу со словами различной слоговой структуры

#4

Ребенок умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой

#5.1

Ребенок умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове

#5.2

Ребенок придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов

#5.3

Ребенок самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры