Когда весь мир — школа. «Мне хотелось учить так, как бы я хотел, чтобы учили меня…»

Справка: Салман Хан — основатель Академии Хана, образовательного сайта, позволяющего учиться людям разного возраста в любой точке мира в своем темпе и совершенно бесплатно.

О книге: Салман Хан написал книгу о том, как он повернул образование лицом к детям и почему классно-урочная система — это позапрошлый век.

Автор уверен, что современные технологии позволяют реализовать в образовании все лучшие принципы: активного и игрового обучения, обучения в своем темпе, безоценочного обучения, полного усвоения материала, командной работы педагогов и пр.

ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО ПО САЛМАНУ ХАНУ:

Каждый учится в своем темпе. «Все дети способны справиться с любой темой, только им для этого нужно разное время. Все люди учатся в своём темпе…»

— Обучение всегда активно. Салман Хан предлагает посмотреть на классно-урочную систему не как на данность, а как на инструмент. «Домашнее задание прикрывает изъяны традиционного урока, который не может обеспечить полноценное усвоение материала».

Изложение материала учителем не занимает более 15 минут. «Идеальный класс в новой системе образования выглядит как огромное творческое пространство, где каждая группа занята своим делом. При этом только пятая часть школьного расписания отведена на занятия: просмотр лекций, выполнение заданий за компьютерами. Остальное время занято игровым обучением, работой над индивидуальными и групповыми проектами, рисованием, музыкой — чем угодно, что позволяет личности развиваться.»

Совместное обучение детей разных возрастов. «Деление по возрасту неестественно, старшим детям всегда есть, чему поучить младших, а младшим — старших. От взаимодействия выигрывают все. Для занятий в произвольном темпе, которые возможны с новыми технологиями, нет нужды делить детей на группы по возрасту или способностям.»

—  Командная работа педагогов. «Я убежден к тому же, что работа в команде поможет решить проблему переутомления. Поддержка коллег здесь и сейчас уменьшит изоляцию и напряжение. Учителя, как это происходит в других профессиях, получат возможность наблюдать со стороны и учиться друг у друга: новички наберутся опыта, а опытные будут черпать энергию и свежие идеи у молодых.»

— Полное усвоение материала. «Почему бы не предложить ученикам пойти дальше и выучить в два раза больше? Возможно, по той же причине, по которой нас удовлетворяет 70% правильных ответов на тестах. Мы занижаем требования. Нас так пугает идея провала, что мы размываем и девальвируем понятие успеха. Мы отнимаем у детей их ожидания и веру в себя.»

Иная система оценивания. Хан предлагает два источника оценки успеваемости ученика: его собственный ежегодный отчёт о том, как ему училось, и портфолио творческих проектов. В отчёте ученики должны рассказать, как они справлялись с трудностями в обучении, почему брались за те или иные проекты и так далее. Большие разновозрастные классы создадут среду, в которой помощь сверстников сыграет заметную роль. В своих отчётах дети станут описывать не только как они кому-то помогали, но и в чём конкретно эта помощь заключалась. Такие отчёты гораздо лучше демонстрировали бы пригодность человека к той или иной работе, чем оценки в аттестате.

«Мне хотелось учить так, как бы я хотел, чтобы учили меня. Мне хотелось передать другим чистую радость познания, тот трепет, который возникает, когда начинаешь познавать тайны Вселенной»

Ссылка на лекцию Салмана Хана: