В День памяти и скорби психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Варвара Лаврентьева рассказала, как говорить с современными детьми о Великой Отечественной войне. Также она пояснила, какие индивидуально-психологические и возрастные особенности детей стоит при этом учитывать.
Стоит ли вообще говорить о Великой Отечественной войне?
Когда говорим о чем-то значимом для нас, мы прежде всего транслируем свое отношение к теме. Если она волнует вас настолько, что вы не можете контролировать проявление своих эмоций, лучше не начинать разговор, иначе можете напугать ребенка. Обсудите ваши чувства с нейтральной стороной, например, с другом или психологом.
В разговоре с ребенком стоит придерживаться спокойного, ровного тона обсуждения. Детям до 12 лет не стоит показывать видеозаписи и фильмы, содержащие сцены насилия. Ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребенка, в частности на его степень восприимчивости и впечатлительности, развитость воображения, интерес к военным темам.
Мыслеобразы и формирование представлений о войне
Для детей от четырех–пяти до 8–11 лет характерно преобладание образного типа мышления. Им легче всего осознавать конкретные понятия и явления. Такое мышление тесно связано с эмоциями, кратковременной памятью и воображением. Вот почему в разговоре о Великой Отечественной войне с ребенком-дошкольником и младшим школьником прежде всего важно опираться на образы, которые будут ему понятны и доступны. Придерживайтесь главной мысли и не злоупотребляйте подробностями и деталями, которые будут неясны ребенку: названиями моделей оружия и техники, множеством имен политических деятелей и известных личностей того времени.
Можно посетить с семьей памятные места, посвященные Великой Отечественной войне: Вечный огонь у Могилы Неизвестного солдата, Поклонную гору, парк «Патриот», музеи военной техники и т.п. Посмотреть изображения знаменитых мемориальных комплексов, расположенных в исторических местах, например, фото скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде, мемориала Советского солдата в Ржеве. Если это знакомство ребенка с темой войны, то важно просто и доступно рассказать ему о том, когда и где происходили боевые действия, обсудить, почему мы вспоминаем события тех лет и героев тех дней.
С подростками при разговоре о войне уже можно опираться на более отвлеченные понятия, поскольку у них развивается абстрактно-логическое мышление.
Начиная с 10–11 лет, можно вместе смотреть и обсуждать художественные фильмы, посвященные военному времени, читать и обсуждать опубликованные воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Важен не просто факт просмотра или чтения – необходимо помочь подростку осмыслить прочитанное и увиденное, соотнести новую информацию с уже известными ему фактами.
Память поколений
Память о событиях военных лет передается не только через свидетельства очевидцев и художественные памятники. Современное движение «Бессмертный полк России» – это возможность для каждого из нас отдать дань уважения поколению победителей. Можно посмотреть вместе с детьми видеозаписи мероприятия, которое проходит в честь Дня Победы, добавить на сайт движения информацию о родственниках – участниках событий тех лет. Можно запланировать личное участие в акции. Совместная подготовка к ней может дать чувство сопричастности и заложить в ребенке основы патриотизма.
Личные семейные истории
Чтобы сделать разговор о Великой Отечественной войне личностно значимым для детей, лучше всего начать с семейных историй. Помогут редкие и оттого столь ценные фотографии с фронта, пересказы воспоминаний ветеранов, заслуженные ими медали, фронтовые письма-треугольники и другие памятные вещи из домашних архивов. Здесь важно не просто рассказать о подвигах былых времен, но сделать разговор максимально личным, через призму собственных переживаний, эмоций и чувств передать ребенку свои впечатления от общения с ветеранами. Этот рассказ может быть коротким, но чем более личным он окажется, тем больше шансов, что для ребенка Великая Отечественная война будет не просто набором далеких дат из учебников истории, а поводом для гордости за свою страну.