25 августа на Московском урбанистическом форуме состоялась экспертная сессия «Понимаю, принимаю: о формировании ценностей». Приглашенные спикеры, Лариса Овчаренко (кандидат психологических наук, доцент Института специального образования и психологии МГПУ); Татьяна Волошко (главный редактор интернет-газеты «Вести образования»), Ирина Мануйлова (преподаватель детско-подросткового театра-студии «Раз, два, три», заслуженная артистка РФ, ведущая актриса Московского Нового драматического театра (МНДТ) и Юлиана Сополева (актриса театра на Малой Бронной, театра «Дело молодых», педагог по мастерству актера театральной студии «Раз, два, три») и заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Анастасия Кузнецова обсудили вопросы формирования ценностей у школьников.
Прежде чем обсуждать ключевые тезисы сессии, участникам предложили посмотреть видеоролик о процессе формирования ценностей у человека: мужчина, выбирающий свой собственный комфорт, отказывает в помощи окружающим. Но все меняется, когда на его пути встречается очень милая старушка. Она просто берет его под руку, не дожидаясь инициативы от молодого человека, и вместе они переходят дорогу. Но там их подстерегает опасность – водитель, для которого не существует правил дорожного движения. Наступает момент наивысшего напряжения: машина несется на молодого человека и бабушку, и в этот момент он выставляет вперед руку, чтобы защитить ее. И тут происходит его переоценка ценностей. Вдруг от понимает, насколько приятно помогать человеку, и рука уже не кажется обычной частью тела, она становится неким символом помощи.
Зрители поделились своими личными историями и мнениями об увиденном: случай действительно может многое, делать что-то человеческое очень приятно, сложные жизненные ситуации проявляют наши внутренние ценности.
Еще с самого детства бабушка всегда мне говорила: «Прежде чем что-то сделать, поставь себя на место человека и подумай, стоит ли так поступать». И с самых ранних лет это стало моим жизненным кредо. За свою педагогическую деятельность мне встречались разные детские коллективы, с разной степенью эмпатии. Каждый раз я ставлю перед собой задачу научить их чувствовать другого, ценить и оберегать его границы, понимать, что наши ценности – это фундамент, который не позволяет разрушиться дому.
Ирина Мануйлова считает, что формирование ценностей у ребенка не должно быть насильственным. Ей удалось пожить в разные ценностные эпохи: общественного (СССР) и индивидуального (время после развала СССР) периодов. Она смогла прочувствовать некую трансформацию, которую прошло и проходит общество. Мне вспомнилась удивительная детская книга «Время всегда хорошее». Дети в ней доказывают, что истинные духовные ценности не зависят от времени. Часто мы слышим фразу: «Это время сейчас такое». Я в корне не согласна с этим. Все зависит только от нас самих, от отношения к людям вокруг. Нам необходим поиск некого серединного пути: баланса общественных ценностей и индивидуальных.
Невозможно навязать человеку, как он должен жить, на какие ориентиры опираться. Особенно это касается детей. Ведь чем больше мы стараемся внушить им что-то, тем сильнее они отвергают эти назойливые мысли.
Я уверена, что в отношениях с детьми учитель должен быть искренним и настоящим. Дети крайне чувствительны ко всему фальшивому и наигранному. Пропагандируя какие-либо ценности, педагог сам должен в них верить, принимать, понимать и следовать за ними. Невозможно научить ребенка различать добро и зло, если сам учитель пуст внутри. Здесь действует золотое правило безопасности авиаперелетов: в случае разгерметизации кабины взрослый должен надеть кислородную маску сначала на себя, а уж потом на ребенка. Трансформируя, получаем: сохрани ценности в себе и передай своему ученику.
С каждым классом, вне зависимости от возраста, мы вырабатываем правила взаимодействия. Можно выделить несколько постоянных:
работа возможна только на принципах взаимоуважения. Я уважительно отношусь к каждому ученику, соблюдаю личные границы детей, они отвечают мне взаимностью. Уважение порождает уважение. Конечно, принятие происходит у каждого по-разному. Но в итоге мы приходим к нужному результату через некое вчувствование;
ложь не помогает, а усугубляет ситуацию. Я всегда объясняю ребятам, что можно найти выход из любой ситуации только тогда, когда в отношениях есть честность и доверие. Попробовав несколько раз обмануть, они разочаровываются в этом способе и начинают говорить правду. Здесь очень важный момент: при построении честных отношений врать не должен никто. Не бывает так, что взрослому врать дозволяется, а ребенку нет. Иногда дети задают провокационные вопросы. Как же поступить в этом случае и не предать свои ценности? Честно сказать, что не можете ответить в данный момент, что трудно это сделать.
В процессе взаимодействия педагог и ребенок обмениваются ценностями, они становятся общими. К такому выводу пришли спикеры и поделились конкретными историями из своего жизненного опыта.
Татьяна Волошко рассказала об опыте формирования ценностей через текст. «Проба пера – территория детских голосов». Это то место, где каждый ребенок может заявить о себе, обратиться к миру со своим содержанием, ведь подростковый возраст – это время постоянной проверки ценностей на ценность, в том числе собственных, а не только кем-то принятых и привитых тебе.
По окончании экспертной сессии были сформулированы выводы-советы по тому, как педагог может сформировать ценности у ребенка:
взрослый должен понимать, принимать и правильно доносить то, что хочет сформировать. Имея смутные представления, например, о чести, просто невозможно привить это ребенку.
педагог является значимым взрослым для ребенка. Чтобы помочь ребенку выстроить правильную систему ориентиров, нужно заручиться его доверием. Это невероятно важно в отношениях между педагогом и учеником.
учитель организует совместную деятельность на основе ценностей. Слово не должно расходиться с делом. Именно поэтому рассказ о традиционных ценностях должен подкрепляться совместной деятельностью.
Если педагог наполнен внутренним содержанием, он обязательно сможет создать условия для формирования ценностей у учеников. Понимай, принимай, соответствуй и транслируй.
Автор статьи: Ирина Царева, учитель русского языка и литературы, руководитель и преподаватель пресс-центра школы № 1798, магистрант МГПУ направления «Образовательная медиадеятельность».