Психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Софья Матвеева рассказала, как родителям помочь ребенку подружиться с одноклассниками с ограниченными возможностями здоровья.
Именно в детском возрасте мы формируем представления о мире, добре и дружбе. Задача родителей – помочь ребенку разобраться в разнообразии окружающего мира, в частности сформировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Ребенок с особыми образовательными потребностями – такой же одноклассник, как и любой другой. Дети могут подружиться, а могут и не найти общих интересов. Это нормально.
Показывайте положительный пример
Дети перенимают от родителей представления о мире. Покажите, что вы не стигматизируете людей, разделяя их на «здоровых» и «больных». Напомните ребенку, что все мы разные. У каждого есть свои интересы, у нас разные характеры, увлечения. Эти отличия просто есть, они не делают одних хуже или лучше других. Приводите конкретные и понятные ребенку примеры: «Люди с инвалидностью используют специальные предметы, например, мой дедушка носил слуховой аппарат, чтобы слышать. Бывает, что люди используют кресло для передвижений или специальные книги с изображениями, чтобы общаться. Все мы разные и по-разному взаимодействуем друг с другом и миром вокруг нас».
Используйте художественные произведения
Для рассказа о людях и их возможностях используйте разные художественные произведения – книги, мультфильмы, кино и сериалы. Например, мальчик Витя из сказки «Цветик-семицветик» не умеет так же быстро бегать, как девочка Женя. Зато он много знает: герой рассказал Жене, в чем разница между аптекой и оптикой. Подходящие примеры можно найти как в отечественных, так и в зарубежных произведениях. В мультфильме «В поисках Немо» есть персонажи с разными особенностями восприятия мира – так, рыбка Дори отличается слишком короткой памятью, но это не мешает ей помогать друзьям и быть важной частью команды. Существуют специальные мультфильмы, которые помогут начать разговор на тему инвалидности, например, мультфильм «Про Диму». Также вы можете обратиться к книгам «Я умею прыгать через лужи», «Слепой музыкант», «Дом отважных трусишек».
Будьте открыты к диалогу
Дети любят задавать вопросы. Это нормально, если мы сталкиваемся с чем-то новым и не знаем, как реагировать или как себя вести. Обсудите с ребенком его действия в той или иной ситуации.
«Твой новый одноклассник использует специальное кресло для передвижений. Как думаешь, тебе было бы приятно, если бы кто-то трогал твое кресло без разрешения? Даже если тебе кажется, что ему необходима помощь, надо сначала спросить, а действовать – лишь получив подтверждение, что твоя помощь нужна».
Обсудите, какие термины можно использовать: «В вашем классе учится девочка с расстройствами аутистического спектра. Иногда по отношению к таким ребятам используют слово “аутист”, но это не совсем корректно, лучше не использовать этот термин. Это может обидеть».
В России существуют проекты, повышающие осведомленность о людях с ограниченными возможностями здоровья, например, экскурсии, где гидами выступают незрячие или слабослышащие и глухие люди. В Москве есть проекты «Прогулка в темноте», «Музей тишины», а в Санкт-Петербурге – «Мир наощупь». Подобная экскурсия поможет ребенку понять, как чувствуют мир другие люди.
Не переусердствуйте
Выстраивание отношений в классе – это командная работа. Родители одноклассника с ограниченными возможностями здоровья сами инициируют беседу классного руководителя с учащимися, если в этом действительно возникнет необходимость. Позвольте детям знакомиться и общаться без строгого контроля с вашей стороны. Свободными от предрассудков нас делает именно опыт общения с другими людьми. Настойчивые разговоры могут подтолкнуть ребенка к мысли, что люди с особыми образовательными потребностями «другие».
На самом деле, у детей с ограниченными возможностями здоровья и без них гораздо больше общего, чем различий.