На круглом столе, посвященном социально-педагогической системе «Портаж», столичные специалисты обсудили, как эффективно социализировать особенных детей, развивать у них познавательные и двигательные сферы, навыки общения и самообслуживания.
Столичные психологи и дефектологи на круглом столе 4 декабря представили опыт работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В мероприятии участвовали шесть команд специалистов из образовательных организаций и учреждений социальной защиты Москвы и Московской области, которые с февраля по ноябрь 2023 года обучались работе по системе «Портаж». Это методика, опробованная в 20 странах, предусматривающая развитие особенного ребенка по пяти основным направлениям: познавательная и двигательная сферы, навыки коммуникации и самообслуживания и социализация. Методика подразумевает активное сотрудничество педагога с родителями.
Программа реализуется благотворительным фондом «Димина Мечта» при поддержке Фонда президентских грантов. Всего в ней участвуют 19 команд и почти 117 специалистов из четырех федеральных округов России — Центрального, Дальневосточного, Приморского и Южного. Одна из задач программы — развитие системы психолого-педагогической помощи детям и их семьям в шаговой доступности от дома.
Площадкой для обучения педагогов и оперативного внедрения методики в работу с детьми и их семьями в Москве стал Городской психолого-педагогический центр столичного Департамента образования и науки. Его отделения расположены в разных административных округах города.
«Одна из ключевых задач центра — квалифицированная и доступная помощь детям с особенностями в развитии и их семьям. Наши специалисты активно применяют методику “Портаж” как одну из наиболее эффективных в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями. Методика построена таким образом, что уже на первых занятиях специалисты и родители начинают замечать динамику в развитии ребенка, отмечать его маленькие шаги на пути к большой цели: научиться ходить, играть в игрушки, улыбаться маме и другие важные для жизни каждой семьи с особенным малышом вещи. Хочется отметить включенность семьи в процесс. Ведь на занятие к специалисту ребенок приходит лишь несколько раз в неделю, а все остальное время он проводит в кругу близких людей. Важно, чтобы родители выполняли рекомендации специалиста и ежедневно занимались с ребенком дома. Еще она особенность методики “Портаж” — дробление большой цели на более мелкие задачи, чтобы двигаться вперед поэтапно, шаг за шагом. Педагог всегда учитывает особенности и возможности конкретного ребенка и составляет для него индивидуальную траекторию развития», — отметила Любовь Олтаржевская, директор Городского психолого-педагогического центра.
Методика «Портаж» помогает родителям особенных детей лучше понимать своего ребенка и эффективнее общаться с ним, а также предотвращать свое эмоциональное выгорание.
В ходе круглого стола успешным опытом применения методики поделились представители учреждений образования и социальной защиты. Также личные истории рассказали семьи, участвующие в программе «Портаж».
«Наш сын Леша очень активный, но интеллектуальная составляющая снижена. Мы с мужем занимаемся с ним ежедневно. Это, конечно, комплексная работа с педагогом, чтобы ребенок научился выполнять те или иные действия. Не все и не всегда получалось, но куратор всегда выходила на связь, поддерживала нас. Мы с мужем старались выполнять все рекомендации по развитию навыков сына и достигли нужных результатов», — рассказала Людмила Малькова.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут получить консультацию специалиста Городского психолого-педагогического центра Москвы, позвонив по телефону +7 (800) 250-11-91 или заполнив онлайн-форму.