Обучение важнейшему навыку чтения начинается задолго до школы, в самом раннем возрасте. Перед малышом стоит непростая задача – научиться распознавать зашифрованную буквами информацию, озвучить ее и понять. Это требует значительных усилий – направленного внимания, усидчивости, регуляции собственной деятельности. Поэтому формировать интерес к чтению надо постепенно. О подходящих для каждого возраста книгах рассказала логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Оксана Аникеева.
Первые книги малыша (с 1 года) – это «книжки-малышки». Желательно, чтобы страницы были из толстого картона или мягкого пластика: ребенок сможет трогать, мять и даже пробовать на зуб такие страницы. На картинках изображены предметы, хорошо знакомые малышу. Задача таких книжек – научить ребенка соотносить реальные предметы с их изображениями.
С 1,5 до 2-х лет детей полезно знакомить с потешками. Песенки, потешки мы используем с малышами и до года, общаясь с ними, играя, укладывая спать («Баю-баюшки баю», «Ладушки» и т. п.). Чем старше ребенок, тем длиннее и разнообразнее потешки, ведь к двум годам у него в речи появляются фразы. Желательно совмещать чтение книг с пальчиковыми играми. Например, «Наши гуси у пруда – га-га-га, наши уточки с утра – кря-кря-кря» – делаем движения руками, отстукиваем, отхлопываем, «протопываем» ритм. Дети с удовольствием повторяют стишки-потешки, при этом развивается артикуляция и обогащается словарь.
После 2-х лет можно познакомить малыша со стихами замечательных детских поэтов – Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского. «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик, тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч» – это стихи с легко запоминающимся текстом, доступным эмоциональным сюжетом. Чтение стихов развивает чувство ритма, мелодику речи, увеличивает словарь ребенка, а также тренирует память.
От 2-х до 3-х лет предлагаем ребенку книги с простыми сказками, рассказами. Знаменитые «Репка», «Колобок» не теряют актуальности. Главное здесь – иллюстрирование последовательных событий, минимум текста, простые предложения. Не стоит на этом этапе давать более сложные истории. Понятные сюжеты ребенок удерживает в памяти, повторяет вновь и вновь, активно развивается его фразовая речь. Если ребенку сюжет непонятен, он отвлекается, теряет интерес к книге. Дети этого возраста с радостью вновь и вновь возвращаются к знакомым историям, узнавание героев на картинках помогает строить связь между событиями, поэтому, если ребенок просит прочитать то, что уже несколько раз прочитано, не отказывайте.
От 3-х до 5-ти лет – период активного интеллектуального и речевого развития. В этот период увеличивается словарь ребенка, постепенно развивается грамматическое оформление связной речи, совершенствуется звукопроизношение. Полезными для чтения будут рассказы Сергея Михалкова, Владимира Сутеева, русские сказки про животных. Обсуждайте прочитанное. Можно останавливаться в чтении, чтобы предположить, что случится дальше, что чувствует герой. Обязательно объясняйте непонятные ребенку слова – это обогатит словарный запас и поможет понять сюжет.
В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) мы постепенно увеличиваем объем и сложность произведений. В этот период активно развивается связная речь, тренируется память, внимание, мыслительные способности. Рекомендуем подбирать тексты со скрытым смыслом, книги про взаимоотношения героев. Это могут быть произведения Александра Пушкина, Льва Толстого, Валентины Осеевой, Михаила Зощенко, Михаила Пришвина, Николая Носова, Виктора Драгунского. Обсуждение элементов сюжета, ответы на вопросы по тексту произведения, пересказ прочитанного – приемы, которые помогут научить ребенка осмысленному самостоятельному чтению.
Важно помнить, что формирование любви к чтению – непростой и небыстрый процесс. У родителей обязательно все получится, если они будут подавать личный пример, регулярно обсуждать книги и позволят ребенку выбирать произведение, которое ему нравится.
Дорогие друзья, 14 февраля – День дарения книг – прекрасный повод подарить своему ребенку интересную книгу.