Skip to main content
search
Новости

Зачем детям учиться писать, если можно набрать все на клавиатуре (с точки зрения работы мозга)

By 17.02.2025No Comments

Нужен ли современным детям навык письма, как он влияет на работу мозга, и как помочь ребенку научиться писать рукой? Своим профессиональным мнением делится логопед, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Ольга Преснова.

Мир меняется стремительно. В начале прошлого века мы пересели на паровозы и автомобили. Затем научились летать и плавать под водой. Позже автоматизировали производственные и хозяйственные процессы на различных уровнях. И вот настала очередь письма. Взгляды на образование, в том числе, на обучение грамоте, меняются регулярно. Они могут быть консервативны или радикальны. Часто определяются возрастом – старшее это поколение или юное. Как в известном анекдоте: «О моем возрасте можно судить хотя бы по тому, что я учился азбуке по букварю, а не по клавиатуре…».

Так какая позиция правомерна? Молодое поколение, действительно, не пишет письма, как их бабушки и дедушки. Обмен короткими сообщениями со сленгом и сокращенными аббревиатурами предоставляет достаточную информацию собеседникам. Многочисленные ошибки и неправильные речевые обороты не препятствуют профессиональной карьере и самоидентификации.

Так зачем же учить ребенка писать рукой?

Формирование мозга ребенка происходит постепенно, и для этого нужны определенные условия. Иногда родителям хочется облегчить ребенку (и себе) ряд трудоемких требований, выдвигаемых современными педагогами. Одно из них – рукописание. Некоторые дети осваивают этот навык легко и быстро. А некоторые, и сегодня их большинство, испытывают многочисленные и разнообразные трудности. Условно, обучение письму можно разделить на два этапа: подготовительный (дошкольный) и основной (школьный).

На первом этапе должны сформироваться те умения и навыки, которые, в дальнейшем, позволят ребенку научиться писать. В возрасте 3–4 лет дети должны активно лепить, рисовать, собирать пирамидки, матрешки, кубики. Это развивает мелкую моторику рук, чтобы легко манипулировать ложкой, расческой, карандашом. Малыши учатся оценивать пространство: верх-низ, ближе-дальше. В процессе логических игр у младших дошкольников формируется различение речевых и неречевых звуков, понимание обращенной речи; появляются первые элементы звукового анализа: умение различать непохожие звуки (например, гласные и согласные).

В возрасте 5–6 лет, когда становится явным предпочтение одной из рук (ведущая рука), формируются подготовительные к началу письма умения. Выбор ведущей руки – это очень важный этап, который закрепляется именно в процессе письма. На клавиатуре мы печатаем обеими руками, а вот пишем одной. Это позволяет головному мозгу упорядочить нервные связи, чтобы в школе не было проблем с речью, памятью и вниманием, восприятием читаемых текстов, изложениями и сочинениями.

Чем же могут помочь родители и педагоги, какие задания дать ребенку? Это штриховка различных фигур, обводка контуров по пунктирным линиям, рисование фигуры в заданном пространстве, например, по клеточкам. Игры в лабиринты и «бродилки» для ориентировки на листе бумаги, понимания направлений право-лево. Также можно поиграть в слова: выделение звука в слове, определение количества и последовательности звуков, ударного слога или, наоборот, собрать из заданных звуков и слогов слова.

Выполнение этих заданий требует усидчивости, концентрации внимания, развития произвольных процессов и контроля за собственной деятельностью. То есть готовят дошкольника к будущей роли ученика. В случае работы с клавиатурой подготовительный этап полностью пропускается. А что же дальше?

Современные нейропсихологи и логопеды (Т.В. Ахутина, М.М. Безруких) в своем мнении однозначны – обучать писать ребенка рукой на начальном этапе необходимо. У первоклассников для полноценного формирования этого навыка должна реализоваться очень важная цепочка преобразований: слово нужно сказать – проанализировать по звуковому составу – соотнести с буквами, их последовательностью – написать точными движениями руки в пространстве листа, учитывая направление и размер клеток или линеек.

Кроме технической стороны (как писать), формируется содержательное понимание письма (о чем писать). Как выяснили исследователи, эти стороны письма взаимосвязаны. Когда ребенок пишет рукой, развивается графомоторная память, то есть легче запоминается текст и понимается его смысл. Это свойство письма рукой не менее важно и для учащихся средних, старших классов, а в дальнейшем студентов. Именно написанные рукой лекции запоминаются надолго, при печатании текста на клавиатуре столь выраженный эффект отсутствует.

Процесс письма рукой начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует «затормаживанию» лишнего: забегания вперед, повторов, перестановке букв и слогов. Мы пишем осознанно, зная: «Что написано пером, не вырубишь топором». Клавиатура позволяет стирать текст, редактировать, менять неоднократно замысел, и в гораздо меньшей степени контролировать стилистические, орфографические и синтаксические ошибки. Для взрослого человека со сформированным навыком письма это не столь критично, а учащиеся начальной школы могут писать бездумно, не анализируя ошибки и смысл набранного текста.

В заключении можно сказать: ребенок в формировании навыка письма должен пройти все его этапы – и подготовительный, и основной. Когда данный навык сформирован, можно подключать набор текстов на клавиатуре. Постепенно, не форсируя события. Чем младше ребенок – тем больше он пишет на бумаге, и тем меньше он печатает на клавиатуре. Современный мир для обмена информацией использует гаджеты, и игнорировать этот факт бессмысленно. Но пусть эти изложенные с помощью клавиатуры мысли будут логичными и грамотными!

Полная версия статьи здесь