«Когда ты уже сядешь заниматься?», «Не сдашь — будешь дворником!», — такие фразы только усиливают стресс у выпускников. Накануне экзаменов особенно важно подбирать слова с осторожностью. Как помочь ребенку пережить ОГЭ и ЕГЭ, рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Наталья Орлова.
Какие родительские фразы мешают ребенку готовиться к экзамену?
Подготовка к экзаменам — волнительный период не только для самого выпускника, но и для всей семьи. Тревога родителей выражается порой в попытках контролировать ситуацию: «когда ты уже сядешь заниматься?», «сколько ты уже прочитал?», «немедленно выключи телефон». И вместо интереса к себе ребенок слышит команды и нравоучения, которые нередко вызывают обратную реакцию — бросить подготовку и «раствориться» в социальных сетях, — объясняет Наталья Орлова.
Психолог перечислила самые нервирующие фразы.
1. Говорите в позитивном ключе
«Не сдашь и не устроишься на работу, ничего не добьешься, будешь дворником работать», «Теперь уже не выучишь, надо было раньше думать!».
Вместо этого предложите ребенку помощь — «давай подумаем, что можно сделать». Важно, чтобы ребенок понимал, что при любом развитии событий можно найти выход: продолжить образование в колледже или другом вузе, найти работу и т. д., — советует специалист.
2. Цените переживания подростка
«Нечего волноваться, все через это проходят» — фраза звучит обесценивающе. Ребенку важно чувствовать, что его понимают и разделяют его чувства, — подчеркивает психолог. Расскажите о своем опыте: «Я тоже волновалась, понимаю тебя!».
3. Забудьте про сравнения с другими
«Посмотри на…», «все — дети как дети, а ты…», «ну почему ты не можешь, как Миша (Катя, Саша)». Такие фразы еще больше усиливают стресс и разрушают самооценку подростка.
4. Перфекционизм — враг спокойствия
«Ты должен сдать все только на отлично». В таких ситуациях важно задать вопрос самим себе: «А что будет, если этого не произойдет? Изменятся ли мои чувства к ребенку?». Важно, чтобы ребенок чувствовал себя важным и любимым, вне зависимости от полученных баллов.
Как правильно поддержать?
Ребенок в первую очередь нуждается в нашей поддержке в период подготовки к экзаменам. Поэтому так важно поощрять его усилия, предлагать свою помощь, находиться рядом, когда это необходимо.
Помните: слова могут как мотивировать ребенка, так и лишить его желания открывать учебник, — заключает психолог.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети».