Skip to main content
search
Новости

Идем к успеху. Топ-10 вопросов от родителей первоклашек к психологу

By 11.06.2025No Comments

Для родителей будущих первоклассников в этом году проводился цикл психологических лекций. Взрослые могли задать вопросы, более всего волнующие их. На основные вопросы современных мам и пап ответил педагог-психолог Денис Громогласов, победитель конкурса «Педагог-психолог Москвы — 2025».

Важна поддерживающая атмосфера

Какими способами родители могут помочь ребенку подготовиться к школе?

Родитель всё ещё является наставником для ребенка, его фигура чрезвычайно важна. В этом случае мы говорим о создании дома поддерживающей атмосферы.

Например, поддержка и помощь в преодолении трудностей, наличие общих семейных традиций. Даже, казалось бы, банальные вопросы «Как у тебя дела?» или «Что сегодня интересного было в школе?» помогут почувствовать пока ещё маленькому ребенку, что он не один.

Конечно, важно также отметить, что бесценными будут поддержка и помощь родителя в составлении режима дня и его поддержании, а также в организации учебного пространства, места, где ребенок будет делать домашнее задание.

Настраиваемся на школу

Как родители могут помочь ребенку сформировать позитивный образ школы?

Ещё на этапе подготовки к школе, летом, до начала учебного года родители могут поговорить с ребенком о его грядущем новом статусе, вместе обсудить то, что ребенка может тревожить.

В этой ситуации родителям самим важно транслировать спокойствие, даже если есть небольшая тревога за ребенка. Важно показать ему, что его новый статус — это не тяжкое бремя, а наличие новых возможностей.

Ищем три цвета

Что делать, если ребенок тревожится, боится неуспеха в первые дни обучения?

Тревога в процессе адаптации — это закономерный процесс, реакция организма на пока ещё неизведанное.

В краткосрочной работе с тревогой помогают дыхательные техники, а также техники переключения внимания. Например, в нашем лектории мы разбирали технику «Светофор», когда в момент напряжения ребенок может находить в поле видимости, в комнате, на улице, три красных предмета и называть их себе или взрослому. Затем ищет три желтых предмета, и дальше — три зеленых предмета.

Степень общительности — вещь индивидуальная

Что делать, если мой ребенок необщительный, и я боюсь, что он не найдет друзей в своем классе?

Важно различать страхи и тревоги родителя и ребенка. Мы говорим про двух разных людей. Можно спросить самого ребенка, что он чувствует или думает по этому поводу. Если ему комфортно в этом состоянии, когда он занят или увлечен собственным делом, то это говорит нам о том, что он способен себя занять.

Когда мы говорим о тревожных родителях, то приходит понимание, что самое сложное — это просто сидеть сложа руки. Поэтому в данной ситуации важно действовать, но главное, чтобы своими действиями действительно помочь ребенку.

Расскажите о своем позитивном опыте дружбы, возможно, из школы. Если у вас его нет, то можно попросить поделиться этими историями родственников или друзей семьи. Также важно уже на этом возрастном этапе давать ребенку возможность проявлять самостоятельность. Только так он может понять, что ему нравится в общении, а что — нет.

Составляем план

Как помочь ребенку стать самостоятельным? Как лучше развить этот навык?

Можно начать с того, чтобы давать ребенку посильные поручения. Он вполне может стать помощником в домашних делах. Важно хвалить за то, что у него при этом получается. Даже если это происходит не с первой попытки и не так хорошо, как бы вам хотелось. Самостоятельным помогают стать и развитые навыки планирования.

Но на первых порах в этом деле важна поддержка со стороны родителей. Можно совместно составлять список дел на день. Можно не делать за ребенка все то, что он может сделать самостоятельно. Например, следить за своими вещами, чтобы они имели надлежащий вид, а одежда и обувь хранились в специально отведенном для этого месте.

Сначала убираем свой телефон

Как мотивировать ребенка на обучение в школе, если он хочет только лишь играть в телефон?

Родитель находится в фокусе внимания ребенка, поэтому важно самому быть примером. Если он видит, что взрослый много времени проводит в телефоне, использует свободное время нерационально, то у него формируется в голове представление, что это нормально.

Важно, в какой среде общается ребенок, насколько его друзья погружены в мир развлекательных роликов или сетевых игр. Формировать культуру использования интернета важно ещё на этапе погружения в виртуальное пространство. Важна привлекательная альтернатива, которой могут стать спорт, прогулки с родителями в парке, общение со значимыми людьми.

Находим баланс

Как лучше первокласснику восстанавливать силы?

Ребенок шести-восьми лет нуждается в балансе между учебой и внеурочной деятельностью. Поэтому для восстановления сил можно порекомендовать делать перерывы между уроками при подготовке домашних заданий.

Эти перерывы могут быть разными — гимнастика для глаз, минутка физической активности, перекус, общение с близкими. Также важными для восстановления сил видятся сформированный режим дня, баланс отдыха и учебного времени, здоровое питание и сон.

Не конфликтуем за ребенка

Как помочь ребенку разрешать конфликтные ситуации?

Бывает искушение вступиться за ребенка, даже если он конфликтует со сверстниками. Но в таком случае есть риск того, что в будущем он не сможет сам отстаивать свои интересы, разрешать трудные ситуации. Ребенок должен сам научиться решать конфликты там, где это возможно. Но родители могут ему рассказать о правилах решения таких ситуаций.

Например, в каком случае решить конфликт помогают слова, или когда уместно обратиться к классному руководителю за помощью. Важно выработать совместно с ребенком активную и конструктивную позицию, и закреплять её похвалой в случае, если ребенок успешно справился с конфликтом.

Идем к успеху

К кому обращаться за помощью в случае, когда ребенок бывает неуспешен?

Этот вопрос волнует очень многих родителей. Первое и самое важное — это совместно с классным руководителем выработать единые правила обучения и воспитания, для того чтобы у ребенка не было противоречий в том, что от него хотят в школе и дома.

В московской системе образования внимательно относятся к развитию успеха и потенциала каждого ребенка любого возраста, поэтому союзником семьи в разрешении споров в ситуации неуспеха может быть не только классный руководитель, но и при необходимости члены педагогической команды: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.

Второй не менее важный пункт — это поддержка со стороны семьи, помощь ребенку в том, что у него действительно не получается. Здорово, когда первоклассник может сам приготовить уроки и собрать портфель, но это получается далеко не у всех детей. Можно совместно подумать над оформлением рабочего стола таким образом, чтобы ребенка ничего не отвлекало, помочь с составлением расписания дел, которые ребенок выполняет после школы. И, конечно, задавать такие вопросы, на которые он может дать развернутый ответ, рассказать о том, что его действительно может беспокоить.

Ссылка на источник