Можно ли прожить жизнь и не столкнуться с критикой или похвалой? Вряд ли это кому-то удавалось, ведь каждый из нас сталкивался с оценкой окружающих. Мнение других становится неотъемлемой частью нашей жизни с самых ранних лет. Сначала мы слышим его в семье, на детской площадке, а затем — уже в детском саду, школе, кружках и спортивных секциях.
Крайне важно, чтобы малыш с детства понимал принципиальную разницу между оценкой своих действий и своей личности. И роль родителей в этом процессе бесценна. Близкие люди могут помочь сформировать здоровое отношение как к внешнему оцениванию со стороны учителей, тренеров, сверстников, так и к самооценке. Разбираемся с педагогом-психологом ГППЦ Марией Войтеховской.
Все мы разные
Столкнувшись с чужой оценкой, мы относимся к ней по-разному. Для кого-то похвала, восхищение и обожание станут мотивацией выбрать, например, актерскую профессию. Таким людям будет важна опора на мнение окружающих.
Другим не столь важно чужое мнение. С детства они проявляют независимость и идут к намеченной цели, не отвлекаясь на мысли о том, кто и что о них подумает. Такие люди в большей мере руководствуются внутренней мотивацией.
Почему же кого-то волнует чужое мнение, а кого-то — нет? И как помочь ребенку выстроить здоровое отношение к оценке окружающих?
Почему оценка важна, но не определяет личность
Существует ощутимая разница между оценкой действий и личности. Показать, в чем она состоит, и сформировать здоровое отношение ребенка к оцениванию — важная задача близких людей. Например: «Неудачи иногда случаются, но они не делают тебя неудачником».
Мало кто задумывается об этом, но все мы ежедневно оцениваем людей, себя, свои результаты, успехи или неудачи. Что абсолютно нормально. Такой подход помогает нам вырабатывать критичность и к своим, и чужим действиям, выстраивать отношения с окружающими с учетом их личностных качеств и социального статуса, формировать личную позицию по множеству жизненно важных вопросов.
Кто, где и как оценивает ребенка
Оценивание навыков малыша происходит с ранних лет. В семье его иногда сравнивают с братьями, сестрами или с «сыном маминой подруги». Да и на детской площадке можно услышать: «А вы уже умеете кататься на самокате, роликах, коньках или горных лыжах?»
В детском саду встречается сравнение с детьми одной возрастной группы: «А вы уже занимаетесь дополнительно?», «У вас уже зубы начали меняться?»
В школе — оценки, рейтинги, срезы знаний, контрольные и различные олимпиады для оценки знаний детей и стрессоустойчивости в целом. В кружках и спортивных секциях — соревнования разного уровня, зачеты, кастинги, конкурсы с присуждением премий и медалей. В быту — «Молодец!» или «Какой ты неаккуратный», «Копуша».
Среди сверстников — лайки или дизлайки, включение в игры или группы, приглашения в сообщества и на день рождения.
Почему дети остро реагируют на оценку
В первую очередь, это происходит потому, что в младшем возрасте они еще не умеют отделять оценку своих конкретных действий от оценки себя как личности. И «двойка» в дневнике автоматически означает «Я плохой», а проигрыш в соревнованиях превращается в «Я неудачник».
Другой важный фактор — страх разочаровать родителей. Дети интуитивно чувствуют, что хорошие оценки и победы делают близких счастливее, а значит, плохие результаты могут огорчить родителей и лишить ребенка их поддержки. К этому добавляется естественный для младшего возраста недостаток жизненного опыта. Дети еще не понимают, что ошибки — это неотъемлемая и даже полезная часть процесса обучения.
Как формировать здоровое отношение к оценке
В первую очередь стоит сместить акцент с результата на процесс. Вместо восторженного «Ты получил пятерку!» попробуйте сказать: «Я вижу, как ты старался при подготовке к этой контрольной, ты много трудился». Важно обсуждать не только итоговую отметку, но и сам процесс обучения: что нового узнал школьник, какие навыки приобрел.
Критика тоже может стать полезным инструментом, если научить ребенка правильно ее воспринимать. Например, ребенок помыл посуду, но вы явно видите, что вымыто не очень чисто. Поблагодарите ребенка за труд, объясните, почему важно, чтобы на посуде не оставалось остатков пищи, покажите, как проверить, чиста ли, например, тарелка со всех сторон. Можно спросить ребенка, хотелось ли бы ему есть из не очень чистой посуды. Попросите довести дело до конца, а после обязательно похвалите за усердие и ответственность.
Личный пример родителей здесь чрезвычайно важен. Показывая, что вы тоже иногда ошибаетесь, но при этом не перестаете себя ценить, вы даете ребенку веру в свои возможности. Можно сказать: «Как досадно! Ну что ж, в следующий раз учту эту ошибку, буду внимательнее!» Таким образом, вы демонстрируете, что ошибка, неудача — лишь опыт, который дает возможность обратить внимание на сложные моменты и научиться делать лучше.
Ну и конечно, важно избегать сравнений с другими детьми, ведь все люди разные. Фразы типа «Паша бежал быстрее» или «Даша пишет чище и аккуратнее» только снижают уверенность. Гораздо полезнее сосредоточиться на индивидуальном прогрессе: «Сегодня у тебя получилось аккуратнее, чем в прошлый раз».
Особенно сложной может стать ситуация, когда ребенок после плохой отметки или проигрыша боится возвращаться в школу или на тренировку. Здесь важно не заставлять, а помочь преодолеть страх. Признайте его чувства: «Я понимаю, что ты расстроен». Затем помогите найти решение: «Давай подумаем, как мы можем исправить эту ситуацию».
Как подготовить ребенка к конкретным жизненным ситуациям
Испытание, где есть выбор, конкуренция или возможность проиграть, несет в себе немало тревоги и волнений. Попробуйте научить ребенка самопрезентации, рассказать, как в этой ситуации можно себя повести. Попробуйте заранее «прокрутить» предстоящее событие в спокойной и поддерживающей атмосфере дома, то есть физически прожить эту ситуацию. Хорошим подспорьем могут стать настольные игры, где есть победители и проигравшие.
Постарайтесь сместить фокус с результата на сам процесс участия. Обсудите, что важнее: показать лучший результат или получить новый опыт. Напомните, что любой итог — это, прежде всего, возможность чему-то научиться.
Если предстоящие соревнования, контрольная, выступление вызывают беспокойство, важно понять, чем именно оно вызвано. Если, например, ребенок говорит, что не вышел на пик формы к важным соревнованиям, то можно спросить, как он оценивает свою подготовку от 1 до 10, где 10 — это высочайший уровень подготовленности. Проговорите, что можно сделать за оставшееся время, как распределить силы. Непосредственно перед событием можно сказать: «Как бы то ни было, я уже горжусь твоей смелостью, ты решил принять участие».
Если результат не оправдал ожиданий
Если ребенок потерпел неудачу, важно правильно выстроить разговор. Вместо обесценивания: «Это все ерунда, не расстраивайся», предложите конкретный план: «Если готов говорить, давай разберем, что было особенно сложно, что помешало добиться успеха?»
Важно научить маленького человека не просто «держать удар», а объективно видеть ситуацию и делать выводы для дальнейшего роста.
Чего точно не стоит делать
Иногда родители могут невольно усугубить проблему. Постоянное оценивание даже в мелочах, например: «Ну наконец-то ты убрал игрушки!», создает у ребенка ощущение, что его ценят только за результат. Гораздо лучше помогает описывать факты: «Комната теперь чистая, как приятно зайти».
Но не используйте похвалу как инструмент контроля. Это может дать обратный эффект. Если «молодец» звучит только тогда, когда это удобно родителям, ребенок быстро научится подстраиваться под чужие ожидания вместо развития собственной мотивации.
Абсолютно недопустим шантаж оценками: «Не получишь пятерку — не пойдешь гулять». Такая тактика только усиливает страх неудачи и подрывает доверие к родителям.
Не игнорируйте и не обесценивайте переживания ребенка. Фразы типа «Не переживай, это ерунда, скоро забудется» или «Да еще будет много соревнований, где займешь первое место!» не помогают, а только заставляют чувствовать себя непонятым. Гораздо эффективнее будет дать понять, что его чувства важны: «Расскажи, что тебя беспокоит?»; «Понимаю, тебе грустно и обидно, что ты приложил столько усилий, а получилось не очень».
Таким образом, миссия родителей в процессе формирования здоровой самооценки ребенка заключается в создании благоприятной среды для его эмоционального, когнитивного и социального развития.
Оценка — это всего лишь инструмент. Она не определяет ценность человека. Важно помочь ребенку увидеть в мнении других людей или отметках в школе не угрозу, а возможность личностного роста, понимания себя и чужих мотивов.
Когда дети чувствуют безусловную поддержку семьи, они учатся принимать как свои успехи, так и неудачи, сохраняя веру в себя и мотивацию развиваться. Именно такое отношение к оцениванию становится основой для здоровой самооценки и успешного обучения на протяжении всей жизни.