Skip to main content
search
Новости

От первого класса до выпускного: как помочь ребенку адаптироваться к школе

By 03.09.2025No Comments

Каждый новый учебный год приносит детям перемены, а вместе с ними — радость и волнение. Чтобы школьникам было легче адаптироваться, важно, чтобы родители понимали, с какими трудностями сталкиваются дети в разном возрасте, и как именно можно помочь. Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Ирина Кобызева поделилась рекомендациями для родителей, которые помогут сделать адаптацию к новому учебному году максимально комфортной и успешной.

Особенности возраста. Что важно знать родителям

1 класс

Для первоклассника школа — это целый новый мир. Ребенок учится следовать правилам, строить отношения с одноклассниками и доверять учителю. Учитель становится новым значимым взрослым. Важно поддерживать интерес ребенка к школе, хвалить за старания и быть рядом, если он устал или тревожится. Главное — создавать ощущение безопасности и уверенности: «У тебя получится!».

«Для успешной адаптации ребенка в начальной школе, крайне важно создавать положительный настрой на учебу, уважать его потребность в отдыхе и игре, а также активно помогать в выстраивании дружеских отношений и обучать мирному разрешению конфликтов. Дома необходимо помогать в организационных моментах, но стараться не делать за ребенка то, что он может сам: собирать портфель, наводить порядок на рабочем столе.», — рекомендует психолог.

5 класс

Переход в среднее звено — непростое испытание. Новые учителя, новые предметы, больше требований. Иногда ребенок может чувствовать себя потерянным. На первый план выходит общение со сверстниками. Бывает сложно одновременно адаптироваться к такому количеству изменений. Родителям важно проявлять терпение, помогать организовать режим дня и показывать, что ошибки — это часть учебы, а не повод для критики. Поощряйте общение со сверстниками: приглашайте одноклассников ребенка в гости, на совместные прогулки, поддерживайте участие ребенка в делах класса, где дети могут общаться в неформальной обстановке.

7 класс

Это вновь время изменений: новые предметы, предпрофильные классы, перестройка коллектива. Период поиска себя. Подростки пробуют разные направления, осваивают новые роли, могут беспокоиться из-за перемен, возросших требований и большего объема ответственности. Подростки в этом возрасте часто беспокоятся и разочаровываются, если ожидания не совпадают с реальностью. Родителям стоит больше слушать, чем советовать, поддерживать в поиске интересов и показывать, что выбор можно корректировать, предлагать варианты.

«В период обучения в средней школе, ключевая задача родителей — помогать ребенку формировать самостоятельность, не оставляя его без поддержки, обучать планированию дня с чередованием уроков, кружков и отдыха, и особенно важно поддерживать его самооценку, особенно при возникновении сложностей с новыми предметами», — подчеркивает психолог.

9 и 11 класс

Экзамены и важные выборы. Тут нужно поддерживать не только учебу, но и эмоциональное состояние. Подростки могут испытывать давление и усталость. Важно помочь ребенку составить реалистичный план подготовки, но при этом сохранять баланс — отдых так же важен, как и учеба. Родители могут быть «тихим тылом» — создавать дома спокойную атмосферу и поддерживать веру в силы ребенка.

10 класс

Здесь школьники сталкиваются с требованиями профильного обучения. Для них важно чувствовать, что семья уважает их выбор и доверяет. В это время хорошо обсуждать планы на будущее, но без давления. Поддержка и доверие помогут подростку чувствовать себя увереннее.

Для старшеклассников особенно важны вопросы поиска себя, своего места в обществе, в среде сверстников и взрослых. Важно говорить на эти темы, делиться своими переживаниями и открытиями. Для родителей важно давать такую возможность молодым людям, обсуждая планы на будущую профессию, отношения с людьми, возможности роста и развития. Постарайтесь не критиковать планы подростка, даже если они кажутся вам нереальными или легкомысленными. Демонстрируйте готовность поддержать любые начинания, поделиться опытом, выслушать. Атмосфера надежности и благополучия дома – залог успешной адаптации и учебы.

Секреты адаптации к школе в разном возрасте

Успешная адаптация ребенка к школе зависит от нескольких общих принципов:

  • режим – детям любого возраста важно соблюдать баланс сна, отдыха и учебы;
  • эмоциональная поддержка – даже если ребенок кажется самостоятельным, ему нужно знать, что дома его примут с любыми оценками и эмоциями;
  • совместное участие – обсуждайте с ребенком его успехи и трудности, интересуйтесь его школьной жизнью;
  • пример родителей – спокойное и уважительное отношение к учебе и учителям формирует у ребенка здоровое восприятие школы.

При этом у каждого возраста есть свои особенности. Так, например, младшим детям нужны четкие правила и привычки, подросткам важнее доверие и личное пространство, старшеклассникам – поддержка в выборе пути и уверенность, что их усилия ценны.

Главное для родителей — быть рядом, слушать, поддерживать и верить в своего ребенка. Тогда любые перемены будут восприниматься как новые возможности, а не как трудности.

Вот несколько техник, которые помогут детям разного возраста легче адаптироваться к учебному году.

1 класс. Техника адаптации

«Коробочка спокойствия» – дома ребенок может хранить маленькие вещи, которые помогают ему чувствовать себя уверенно (игрушка, открытка, фото). Можно брать в школу как «талисман».

«Ритуал прощания» – придумать короткий позитивный жест или слова утром перед школой, чтобы снизить тревогу.

5 класс. Техника адаптации

«Учебный календарь» – вместе с ребенком повесить дома календарь и отмечать там дедлайны, контрольные, события. Это помогает учиться планировать.

«Метод трех дел» – договариваться, что в день ребенок делает 3 главных учебных дела, а остальное — второстепенно.

7 класс. Техника адаптации

«Дневник эмоций» – подросток записывает настроение в течение недели, отмечает, что его тревожит или радует. Потом обсуждать вместе.

«Выбор без давления» – предлагать ребенку 2–3 варианта (кружки, направления, задания), чтобы он учился самостоятельно принимать решения.

9 класс. Техника адаптации

«Техника помидора» (Pomodoro) – учиться заниматься по 25 минут с перерывом 5 минут. Так легче удерживать внимание и избегать перегрузки.

«Позитивный список» – каждый день записывать 1–2 успеха, даже маленьких, чтобы сохранять уверенность.

10 класс. Техника адаптации

«Колесо жизненного баланса» – нарисовать круг, разделить его на сектора (учеба, отдых, друзья, семья, спорт). Раз в неделю вместе отмечать, чему уделялось больше/меньше внимания.

«Совместное планирование» – с подростком составлять недельный план, где есть не только учеба, но и отдых.

11 класс. Техника адаптации

«Антистресс-дыхание» – вместе практиковать: вдох на 4 счета, задержка 2, выдох на 6. Это снижает тревогу перед экзаменами.

«День без учебы» – раз в неделю устраивать день отдыха без учебных разговоров. Это помогает избежать выгорания.

Родители могут получить бесплатную консультацию специалиста Городского психологического центра Москвы. Задать психологу вопросы о развитии и воспитании ребенка, укреплении детско-родительских отношений можно по телефону 8-800-250-11-91.

Ссылка на источник