Skip to main content
search
Новости

Воспитываем самооценку у детей: советы для родителей

By 11.09.2025No Comments

О том, как привить ребенку самоценность, рассказывает педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Екатерина Щербацевич

Понятие «самооценка» стало настолько популярным и важным, что его часто называют ключевым фактором успешной и гармоничной жизни. Здоровая самооценка — это не просто ощущение собственной ценности, а фундамент, на котором строится уверенность, устойчивость к стрессам, способность достигать целей и выстраивать межличностные отношения.

В то же время заниженная или завышенная самооценка мешает развитию личности, формирует искаженное мировосприятие и может стать причиной психологических проблем.

Родителям важно понять, как вырабатывается самооценка у ребенка, какие факторы на нее влияют и как помочь малышу развить адекватное восприятие себя. В этой статье мы подробно разберем все ключевые вопросы, а также предложим практические советы и упражнения, которые можно внедрять в повседневную жизнь.

Что такое самооценка?

Самооценка — это совокупность представлений о себе, своих способностях, значимости и ценности. Она влияет на поведение и отношение к миру. Стоит отметить, что самооценка — динамическая характеристика, она формируется и изменяется на протяжении всей жизни и может колебаться под влиянием внешних факторов.

Как формируется самооценка у ребенка?

Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве и во время взросления может сильно изменяться. Что же влияет на ее формирование?

«Именно в семье ребенок впервые учится воспринимать себя и окружающий мир. Любовь, поддержка, уважение, принятие — все это создает основу для здорового восприятия себя. Если родители безусловно любят ребенка, принимают его таким, какой он есть, и поощряют его инициативы, то у малыша развивается уверенность в себе. Он чувствует, что его ценят и уважают, что его мнение важно.
Если же родители критикуют, сравнивают с другими, требуют быть лучше или постоянно указывают на недостатки, это может привести к заниженной самооценке, неуверенности и страхам», — поясняет Екатерина Щербацевич.

В школьном возрасте мнение сверстников становится очень важным для ребенка. Похвала или критика со стороны одноклассников, учителей и друзей существенно влияют на самооценку. По словам психолога, положительные социальные взаимодействия помогают ребенку чувствовать себя уверенно, а негативные могут разрушить его внутреннюю гармонию.

Успехи и неудачи, собственные достижения или их отсутствие — все это формирует внутренний образ. И, конечно, не менее важно, как родители и окружающие реагируют на указанные события.

Этапы развития самооценки у детей

Дошкольный возраст (3–5 лет)

Это время активного познания мира, освоения новых навыков и коммуникации.

«Ребенок учится играть, общаться. Важна реакция взрослых на действия ребенка, а поставленные перед ребенком задачи должны соответствовать возрасту, чтобы малыш мог их выполнить и почувствовать уверенность. В этот период самооценка у большинства детей завышена, и это считается нормой» делится Екатерина Щербацевич

Что же нужно и важно делать в этот период?

Создавать условия для успеха: например, предлагать задания, соответствующие возрасту, чтобы ребенок мог их выполнить.

Хвалить за усилия, а не только за результат: например, «Ты так старался, и у тебя получилось!», а не «Ты молодец, справился».

Не следует ругать и кричать за проступки и ошибки — важно поощрять самостоятельность и приемлемое поведение, помогать исправлять ошибки. Вместо «Ты опять разлил воду, ты не умеешь пить из кружки» — «Ты стараешься, и у тебя все получится!»

Обеспечивать эмоциональную безопасность. Любовь и тепло помогают формировать доверие к себе и окружающему миру.

Младший школьный возраст (7–9 лет)

Дети начинают учиться в школе, расширяют социальные связи, сталкиваются с новыми требованиями и оценкой своих способностей и поступков.

«В этом возрасте для детей важна поддержка в учебе, развитие интересов и навыков.
Родители не должны сравнивать своего ребенка с другими, нужно принимать его таким, какой он есть. Важно хвалить за достижения и поощрять интересы и стремления»,
подчеркивает психолог Екатерина Щербацевич

Что особенно важно в этом возрасте?

Поддерживать в ребенке инициативу и самостоятельность: например, «Ты хорошо поработал над этим проектом, я горжусь твоими усилиями».

Не сравнивать с другими детьми, а отмечать индивидуальные достижения: например, «Ты умеешь хорошо рисовать, а еще у тебя хорошо получается отжиматься и бегать».

Учить принимать свои сильные и слабые стороны. Давайте конструктивную обратную связь, указывая, что у ребенка получилось хорошо, а что нужно улучшить. Например, «Ты отлично справился с этим заданием, самостоятельно перенеся чертеж в тетрадь. В следующий раз, когда будешь делать чертеж, старайся соблюдать клеточки, чтобы получилось еще аккуратнее».

Воспитывать уважение к мнению других. Показывайте пример своим поведением, демонстрируя уважительное отношение к мнению других людей, даже если оно отличается от вашего.

Средний школьный возраст (10–12 лет)

Период, когда ребенок начинает формировать собственное мнение о себе, причем мнение сверстников становится очень важным. По словам Екатерины, довольно часто в этот момент самооценка у ребенка может быть занижена, поэтому необходимо помогать ребенку развивать внутреннюю уверенность и критическое мышление.

Что потребуется от родителей в этом возрастном интервале?

Обсуждать с ребенком его чувства и переживания и делиться своими: например, «Ты злишься, потому что не хочешь делать домашнее задание?»«Я устала, потому что на работе был длинный день».

Учить его видеть свои достижения и достоинства: например, «Ты очень хорошо справился с этим заданием, я вижу, что ты много занимался».

Помогать справляться с критикой и неудачами: например, «Давай подумаем вместе, как сделать это лучше».

Воспитывать уважение к себе и окружающим. Поощряйте ребенка помогать другим, например, однокласснику с домашним заданием, бабушке — с пересадкой цветов.

Что способствует развитию здоровой самооценки?

По мнению эксперта, определить заниженную или завешенную самооценку можно по характерным признакам:

Заниженная самооценка

Признаки:

  • неуверенность, страхи, избегание новых ситуаций;
  • постоянное самокритичное отношение;
  • нежелание пробовать что-то новое;
  • низкая мотивация.

Что делать:

  • хвалить за любые достижения, даже самые маленькие;
  • внушать уверенность, показывать, что вы верите в своего ребенка;
  • обсуждать чувства и переживания ребенка, показывать, что его мнение важно;
  • помогать ставить достижимые цели;
  • создавать ситуации успеха, чтобы ребенок мог почувствовать себя уверенно.

Завышенная самооценка

Признаки:

  • чрезмерная самоуверенность, желание доминировать;
  • неспособность признавать свои ошибки;
  • хвастовство и игнорирование мнения других.

Что делать:

  • обучать ребенка адекватно оценивать свои возможности;
  • учить слушать и уважать мнение окружающих;
  • хвалить за реальные достижения;
  • объяснять, что ошибки — это нормально, они помогают расти;
  • воспитывать уважение к чувствам и мнениям других.

Коммуникативные техники, которые помогут в общении с ребенком

В психологии существуют особые способы общения, которые улучшают взаимодействие между людьми, — это и есть коммуникативные техники. Применяйте их при контакте с ребенком, следуя рекомендациям ниже:

Используйте «Я-высказывания». Вместо «Ты всегда…», говорите: «Когда я вижу…»«я чувствую…»«мне бы хотелось…». Это помогает избегать конфликтов и укреплять взаимное доверие.

Активное слушание. Внимательно слушайте, проявляйте заинтересованность, покажите, что его мнение важно, старайтесь понять и принять чувства и эмоции ребенка.

Вовлекайте ребенка в совместные решения, обсуждайте его идеи и чувства.

Практические инструменты и упражнения для повышения самооценки

Рекомендуемые методы занятий с ребенком, которые можно использовать дома или в повседневной жизни.

Игры и творческие задания

Когда обращаться за помощью к специалисту?

Воспитание ребенка — непростой процесс, и не всегда все идет гладко. Если самостоятельные усилия не дают результата, а признаки проблем с самооценкой, такие как трудности в общении со сверстниками и взрослыми, избегание всего нового, частые сравнения себя с другими, страх совершить ошибку, чувствительность к критике, проявление агрессии, потеря интереса к играм и учебе, сохраняются или усугубляются, Екатерина Щербацевич рекомендует обратиться к детскому психологу.

«Психолог проведет диагностику самооценки ребенка и поможет скорректировать восприятие себя, достичь эмоционального благополучия, используя различные приемы коррекции самооценки ребенка, включая развитие уверенности через создание ситуаций успеха и похвалу, формирование реалистичных целей, обучение конструктивному общению и отстаиванию своих границ»,  уточняет эксперт Екатерина Щербацевич.

Одновременно не следует забывать, что самооценка — важнейший аспект развития ребенка, который формируется под влиянием семьи и окружающей среды. И роль мамы и папы невозможно переоценить в этом значимом процессе. Безусловная любовь, поддержка, конкретная похвала, уважение к чувствам и ошибкам помогают вырастить уверенного и счастливого человека. Создавайте в доме атмосферу доверия и поддержки — и ваш ребенок обязательно станет увереннее в себе!

Ссылка на источник