Skip to main content
search
Новости

Адаптация детей после каникул в 2025 году

By 01.12.2025No Comments

Перестроить ребенка на школьный режим бывает непросто. Рассказываем, что такое адаптация детей после каникул в 2025 году и как прожить ее легче

Адаптация детей после каникул. Изображение: Александр Морозов / нейросети

Каникулы закончились, и снова звенит будильник. Знакомая многим картина: ребенка не поднять, портфель не собран, а вся жизнерадостность и энергия как будто осталась там, на каникулах.

Вместе со специалистом Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Татьяной Петрухиной расскажем о том, какие виды адаптации ребенка бывают, какие методы помогут быстрее вернуться в строй, а также дадим несколько советов родителям, чтобы вся семья справилась с адаптацией детей после каникул в 2025 году.

Что такое адаптация детей после каникул

После каникул организму и психике ребенка нужно время для перестройки с режима отдыха на режим учебы. Этот процесс и называется адаптацией.

Адаптация детей после каникул — это процесс привыкания организма к условиям школьной жизни. У каждого ребенка этот период протекает индивидуально. Кто-то адаптируется за пару недель, а кому-то и месяца не хватает. Причем это зависит не только от возраста ребенка, но и от других факторов. Одним детям с трудом дается нахождение в большом коллективе, другие испытывают сложности с новыми нагрузками из-за отсутствия режима дня, а у третьих просто нет мотивации учиться — и уроки кажутся невыносимо скучными. Однако школа — это важный этап взросления человека и раскрытия его личностных качеств. Поэтому задача родителей — помочь ребенку пройти адаптацию к школе после каникул.

Полезная информация об адаптации детей после каникул

В таблице мы собрали полезную информацию об адаптации после каникул в формате вопросов и ответов.

Вопрос об адаптации детей после каникул

Ответ

Сколько в среднем длится период адаптации к школе?

2–4 недели

Какие виды адаптации проживает ребенок?

Физическую, эмоциональную и социальную адаптацию

Кто адаптируется к школе легче?

Дети, которые живут по режиму и имеют более устойчивую психику

Что делать, если ребенок забыл пройденный до каникул материал?

Откат после долгих каникул — это нормальное явление. Не стоит паниковать, помогите школьнику освежить в памяти забытые знания

Влияет ли питание на адаптацию ребенка к школе?

Школьнику нужно обеспечить полноценное сбалансированное питание. Важно добавить в пищу богатые магнием продукты, т.к. этот минерал крайне важен в период стресса

Виды адаптации детей после каникул

Процесс адаптации включает три основных компонента: физиологический, эмоциональный и социальный. Об особенностях каждого вида адаптации поговорим с экспертом.

Физиологическая адаптация детей после каникул

Физиологическая адаптация — это привыкание организма к новому распорядку дня: подъем, завтрак, дорога в школу, учебные нагрузки, домашние задания и отход ко сну в определенное время. В первые один–три дня ребенок бывает усталым, просыпается с трудом, а на четвертый–седьмой день ритм сна и бодрствования начинает восстанавливаться. Как правило, сон, аппетит и уровень энергии стабилизируются к концу первой–второй недели.

Татьяна Петрухина, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы, рекомендует за несколько дней до начала учебы начать постепенно сдвигать время отхода ко сну и подъема в сторону школьного графика, обеспечить сбалансированное питание и не перегружать ребенка дополнительными секциями и занятиями в первую неделю после каникул.

Эмоциональная адаптация детей после каникул

При возвращении в школу ребенку приходится заново «вживаться» в школьную среду. При этом он может испытывать тревогу, скуку, раздражение или наоборот радость от встречи с друзьями.

— В первые один-три дня ученик может испытывать тревожность и нежелание идти в школу, иногда регрессируя к инфантильному поведению (просьбы «побыть дома»), — объясняет эксперт. — На четвертый-десятый день тревожность снижается, и появляется интерес к учебе (при отсутствии негативных событий), а ко второй–третьей неделе формируется стабильный эмоциональный фон и удовлетворенность школьной жизнью.

Чтобы минимизировать эмоциональную нагрузку специалист советует обсуждать с ребенком его чувства без осуждения: «Понимаю, тебе нелегко — это нормально после отдыха». Кроме того, важно фокусировать внимание на позитивных аспектах школы: встречах с друзьями, интересных уроках, новых знаниях, мероприятиях и событиях класса.

Избегайте критики: фразы «Ну и что, что сложно!», «Ты же не маленький!» только усилят внутреннее сопротивление.

Татьяна Петрухина. Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы

Социальная адаптация детей после каникул

Когда ребенок возвращается в школьное сообщество, он проходит социальную адаптацию. Как объясняет психолог, у него восстанавливаются дружеские связи, ему приходится осваивать новые роли (например, после перехода в новый класс), взаимодействовать с учителями.

— В первую неделю ребенок обычно наблюдает за изменениями в коллективе и «примеряет» социальные роли, — рассказывает Татьяна Петрухина. — На второй–третьей неделе стабилизируется общение и формируются устойчивые связи, а к концу месяца школьник ощущает себя полноценной частью класса и активно участвует в его жизни. Чтобы ему помочь, поддерживайте дружеские связи: инициируйте встречи ребенка с одноклассниками вне школы, помогайте организовать их совместные дела и события. Поговорите о школьных правилах и ожиданиях — мягко, без давления. Поощряйте инициативу: участие в классных делах, помощь одноклассникам — это укрепляет статус в коллективе».

Этапы адаптации детей после каникул

Условно процесс адаптации ребенка к школе после каникул можно разделить на три этапа. Расскажем о каждом из них.

Начальный этап

Этот этап адаптации охватывает период от одного до трех дней. Ребенок испытывает трудности в связи с эмоциональной и физической перестройкой. Его организм еще не готов работать в новом режиме. Если ребенок с энтузиазмом воспринимает возвращение к школьной жизни, начальный этап у него менее выражен, однако настроиться на новый лад все равно получится не сразу. Поначалу ребенку будет сложно вставать по утрам и отходить ко сну вечером из-за избытка новых впечатлений и повышенных нагрузок. А детям, которые изначально испытывают сильное волнение, связанное со школьной жизнью, в первые дни придется преодолевать тревогу и нежелание идти в школу.

Этап приспособления

Он длится примерно с четвертого дня до конца второй недели. У ребенка к этому времени выстраивается режим, он привыкает к новому распорядку дня, втягивается в общение с друзьями и увлекается новыми знаниями. При условии, что в школе установился благоприятный микроклимат, у ребенка есть друзья и нет источников постоянной агрессии, на втором этапе школьник уже начинает посещать школу с интересом и принимает новые условия жизни как неизбежность.

Этап привыкания

На третьем этапе дети погружаются в школьную жизнь, восстанавливая свой уровень энергии до нужного, привыкая к нагрузкам и выстраивая отношения в социуме. Ребенок чувствует себя частью коллектива и с энтузиазмом рассказывает о своих успехах и школьных проектах.

Методы адаптации детей после каникул

В первые недели школьной жизни у ребенка могут возникнуть сложности, связанные с привыканием. Заботливые родители ищут методы, которые помогут детям в их адаптации после каникул. Перечислим некоторые из них.

Метод игры

Все дети любят играть, в том числе ученики старших классов. Только игры у всех разные. Игра помогает снять напряжение и отвлечься от проблем и тревог. Конечно, речь не о том, чтобы ребенок, придя из школы, забросил портфель с домашним заданием и засел за компьютер рубиться в Roblox до полного изнеможения. Компьютерные игры и гаджеты только заберут у школьника остатки сил и приведут к истощению нервной системы. Игра нужна как метод релаксации и психологической разгрузки. Не зря психологи рекомендуют забыть о секциях в первые недели привыкания к школе после каникул. Освободившееся время лучше посвятить общению с близкими, а в игре оно будет протекать более непринужденно и радостно. Для учеников начальной школы подойдут ролевые игры, они помогают смоделировать ситуации таким образом, чтобы выявить проблемы и найти пути их решения. С более взрослыми детьми полезно обменяться мыслями и эмоциями, проводя время за настольными играми, совместным чтением книг.

Метод обсуждения

Иногда ребенок предпочитает напрямую рассказать обо всех событиях дня, задать все волнующие вопросы, попросить о помощи и защите. Главное для родителя — не разрушить этот душевный контакт и не потерять доверие ребенка. Для этого важно избегать критики и осуждения. Чтобы оставаться авторитетом для своего ребенка, важно не терять выдержки и набраться мудрости в своих советах и рассуждениях.

Контакт с учителем

Общение с педагогом помогает увидеть школьную жизнь ребенка более объективно. Узнать о его проблемах, о том, как его принимают в коллективе и какие сложности и в учебе он испытывает. Налаженный контакт с учителем позволяет найти более эффективное решение проблем, помогая ребенку сразу с двух сторон.

Метод поощрений

Часто родители уговаривают детей выпить лекарство, сходить на прививку, сделать зарядку, обещая им за это награду. Обычно этот метод всегда срабатывает. Во время адаптации поощрения также отлично работают.

Можно договориться с ребенком, что за каждое хорошо выполненное домашнее задание он получает наклейку в дневник успеха, а при накоплении порогового количества (например, 20 наклеек) он получает гарантированный подарок — поход в парк развлечений, планетарий, батутный центр и так далее. В ожидании обещанного сюрприза ребенок будет переносить трудности гораздо легче.

Сказкотерапия

Терапевтические сказки успешно используются психологами не только в отношении детей, они помогают также и взрослым людям. Для школьников можно подобрать сказки, подходящие их возрасту и затрагивающие волнующие их проблемы. Суть терапевтической сказки в том, что она позволяет увидеть неприятную ситуацию, вызывающую переживание у ребенка, со стороны. На примере персонажей сказки ребенок учится находить решение своей проблемы и освобождается от страха и драматизации каких-либо пережитых событий.

Пошаговая инструкция по адаптации детей после каникул

После каникул, особенно продолжительных, возвращение к школьной рутине может быть непростым как для самих детей, так и для их родителей. Но этот переходный период можно переживать спокойнее и мягче, если знать несколько секретов. Вместе с педагогом-психологом Татьяной Петрухиной мы составили пошаговую инструкцию, как помочь ребенку вернуться в учебный ритм легко и мягко.

Возвращайтесь к режиму постепенно

Резкие перемены — всегда стресс для организма. Если ребенок привык ложиться в 11 часов вечера, а вставать после 9 утра, то подъем в 7 часов обернется недосыпанием, а это повлечет нервозность, усталость и ослабление иммунитета. Татьяна Владимировна рекомендует уже за несколько дней до конца каникул сдвигать время подъема и отхода ко сну на 10–15 минут в день.

— Каждое утро будите ребенка с запасом времени, чтобы не начинать день с суеты, — советует специалист. — Включите любимую музыку, приготовьте вкусный завтрак.

Введите щадящий режим нагрузок

Адаптация к школе требует жизненных сил. Энергия расходуется в повышенном режиме, поэтому дополнительные нагрузки следует ограничить. По мнению эксперта, в первые две–три недели учебы нужно свести к минимуму кружки и секции и дать ребенку время и силы на основные занятия. Также специалист напоминает о важности перерывов в учебе. Так, после школы полезно установить перерыв в полтора–два часа, чтобы ребенок мог переключиться: поесть, отдохнуть, погулять, заняться любимым делом.

Создайте поддерживающую атмосферу дома

— Вечером обязательно выделите время для спокойного общения без уроков и нотаций. Расспросите не только об оценках, но и о том, что было интересного, с кем общался. Не бойтесь откровенных разговоров, — рассказывает Татьяна Владимировна. — Пусть у вас войдет в привычку делиться с ребенком событиями сегодняшнего дня, и он также поделится с вами.

При этом психолог уточняет, что для родителя важно больше слушать, чем говорить. А с молчаливыми детьми можно успешно общаться через игру, так как ролевые игры, а также рисунки помогают им выразить свои переживания.

Эксперт напоминает о недопустимости сравнений. Фразы типа «Вот Саша уже все выучил!» и подобные только усилят стресс.

Сохраняйте внутреннее спокойствие

Старайтесь сохранять спокойствие и уверенность в том, что все идет как надо. Помните, что ваша тревога легко передается ребенку.

Не забывайте хвалить

Похвала и одобрение родителей — лучший мотиватор для ребенка. Поэтому следует поддерживать школьника и стимулировать на дальнейшие успехи. Наш эксперт советует отмечать даже самые маленькие победы: «Ты сегодня сам собрал портфель — молодец!»

Мнение экспертов об адаптации детей после каникул

Татьяна Петрухина, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы:

Адаптация после каникул — это естественный процесс, который длится в среднем от двух до четырех недель. Независимо от возраста, главное, что мы можем дать нашим детям в период адаптации, — это чувство безопасности и безусловной поддержки. Покажите им, что вы любите их не за пятерки в дневнике, а просто потому, что они есть, и что дом — это то место, где можно отдохнуть, набраться сил и быть услышанным.

Источник