25 апреля 2017 года состоялась конференция «Образование и жестовый язык», инициированная Московской городской организацией всероссийского общества глухих при поддержке Департамента образования города Москвы и Городского психолого-педагогического центра.
Место проведения конференции было определено не случайно – Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ. Именно в Московском городском педагогическом институте работала Галина Лазаревна Зайцева, признанный в мировом сообществе эксперт в области билингвизма.
Открыла конференцию руководитель Городского психолого-педагогического центра Любовь Олтаржевская, отметив важность адаптации образовательной среды для каждого участника: «Важно не делить детей на разные группы, а создать единую инклюзивную образовательную среду, которая бы позволила всем ребятам учиться вместе».
[av_gallery ids=’24138,24139,24140,24141,24142′ style=’thumbnails’ preview_size=’portfolio’ crop_big_preview_thumbnail=’avia-gallery-big-crop-thumb’ thumb_size=’shop_catalog’ columns=’5′ imagelink=’lightbox’ lazyload=’avia_lazyload’ admin_preview_bg=» av_uid=’av-1mrm7m1′]Конференция стала открытой площадкой, местом диалога и обмена актуальными идеями представителей науки, общественных организаций, родителей и педагогов по вопросам образования глухих, реализации ФГОС для детей с нарушением слуха, в том числе, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, деятельности ЦПМПК, подготовки педагогических кадров. Однако одним из ключевых вопросов для обсуждения стал жестовый язык и его место в системе образования: важно учитывать соотношение устной речи и жестового языка при обучении глухих детей. На разных этапах это соотношение должно быть разным. Об этом в своем выступлении сказал председатель Московской городской организации всероссийского общества глухих Владимир Базоев: «Жестовый язык является языком, который позволяет глухим больше узнать об окружающем мире, лучше усвоить определенные понятия, освоить русский язык. Поэтому отказ от жестового языка в системе образования невозможен, его необходимо развивать и совершенствовать наряду с развитием устной речи.»
[av_gallery ids=’24143,24144,24145,24146,24147′ style=’thumbnails’ preview_size=’portfolio’ crop_big_preview_thumbnail=’avia-gallery-big-crop-thumb’ thumb_size=’shop_catalog’ columns=’5′ imagelink=’lightbox’ lazyload=’avia_lazyload’ admin_preview_bg=» av_uid=’av-130k7u1′]Интересными исследованиями о соотношении устной речи и жестового языка в обучении глухих, проведенными на базе МПГУ, поделилась Елена Яхнина. Она уточнила, что овладение устной речью позволяет значительно расширить сферу социальных контактов глухого ребенка.
Наряду с дискуссией о необходимости сохранения и развития жестового языка, наряду с развитием устной речи в раннем возрасте и созданием соответствующих условий для глухих детей в системе служб ранней помощи, встал вопрос о профессиональной подготовке кадров. Высказанные мнения обобщила доктор педагогических наук, профессор МГПУ Наталия Назарова: «Важно, чтобы педагог, когда к нему приходит глухой ребенок, тоже владел жестовым языком, поэтому стоит задуматься о подготовке педагогических кадров в области жестового языка и сурдоперевода».
Другим ключевым моментом встречи стало обсуждение участниками возможностей развития дополнительного образования для глухих ребят на жестовом языке. Например, пение на жестовом языке, рассказывание сказок на жестовом языке и др., которые, в свою очередь, требуют соответствующего методического обеспечения.
Количество выступлений, а также их активное обсуждение участниками конференции показало ее актуальность и необходимость новых встреч.
[av_gallery ids=’24148,24149,24150,24151,24152,24153,24154,24155,24156,24157′ style=’thumbnails’ preview_size=’portfolio’ crop_big_preview_thumbnail=’avia-gallery-big-crop-thumb’ thumb_size=’shop_catalog’ columns=’10’ imagelink=’lightbox’ lazyload=’avia_lazyload’ admin_preview_bg=» av_uid=’av-rb3gp5′]