28 и 29 июня на базе московской школы №2017 проходят финальные мероприятия Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Москву представляют 4 образовательные организации:
- ГБОУ Школа №1467 (номинация «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования»)
- ГБОУ Школа 2083 (номинация «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию»)
- ГБОУ Школа №2110 (номинация «Лучшая инклюзивная школа»)
- ГБПОУ Колледж малого бизнеса № 4 (номинация «Лучший инклюзивный детский сад»)
Приглашаем Вас познакомиться с участниками, который в эти дни будут представлять Московское образование на Всероссийском конкурсе.
Первый участник – ГБОУ «Школа №2110 «Многопрофильный образовательный комплекс «Марьино».
Школа № 2110 расположена на Юго-Востоке города Москвы в районе Марьино. Территория школы охватывает 2 микрорайона и объединяет в своем составе 18 корпусов, в которых реализуются программы дошкольного, начального, основного и среднего общего, а также дополнительного образования. Директором и идейным вдохновителем школы является кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России Антон Сергеевич Баталов, председатель Ассоциации инклюзивных школ.
Образовательный процесс в комплексе организован силами квалифицированных педагогов в количестве 314 человек. Среди них кандидаты педагогических наук и педагоги высшей квалификационной категории. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и коррекционная работа с обучающимися осуществляется силами 46 специалистов комплекса (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги).
Каждый учебный год образовательный комплекс с готовностью встречает детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В едином образовательном пространстве, созданном для всех обучающихся школы, дети с особыми образовательными потребностями – равноправные члены детского коллектива, партнеры и друзья. Сейчас в школе обучаются и воспитываются 369 детей с ОВЗ, из них 237 дошкольного и 132 школьного возраста.
Совокупность созданных в школе условий дает возможность ребенку с особыми потребностями с детского сада и до окончания школы быть в коллективе сверстников, обеспечивает непрерывность получения образования и коррекционно-развивающей помощи, позволяет достичь успешной социализации и адаптации. Уже с полуторогодовалого возраста малыши и их родители получают квалифицированную поддержку специалистов разного профиля в соответствии со спецификой нарушенного развития: сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, которые объединены в структурное подразделение инклюзивного и интегрированного образования.
[av_gallery ids=’26148,26149,26150,26151,26152,26153′ style=’thumbnails’ preview_size=’portfolio’ crop_big_preview_thumbnail=’avia-gallery-big-crop-thumb’ thumb_size=’shop_catalog’ columns=’6′ imagelink=’lightbox’ lazyload=’avia_lazyload’ admin_preview_bg=» av_uid=’av-r2xv9f’]Для того чтобы обеспечить многообразие и вариативность индивидуальных образовательных маршрутов для каждого в школе реализуется несколько моделей инклюзивного образовательного процесса:
— Модель полной образовательной и социально-воспитательной инклюзии. Данная модель предполагает постоянное включение ребенка с ОВЗ в среду нормативно развивающихся сверстников. Непосредственная образовательная деятельность предусматривает индивидуальный подход и адаптацию предлагаемых заданий. При необходимости ученики получают сопровождение тьютора.
— Модель частичной образовательной и полной социально-воспитательной инклюзии. Данная модель предполагает частичное проведение образовательной и коррекционно-образовательной деятельности специалистом отдельно с группой воспитанников с ОВЗ и организацию совместной деятельности детей во внеурочное время.
— Модель частичной социально-воспитательной инклюзии. Данная модель предполагает обучение и организацию деятельности ребенка с ОВЗ в среде других детей с особыми образовательными потребностями. А возможность объединения с нормативными сверстниками они получают на праздниках, специально организованных играх, игровых сеансах в интегрированных подгруппах у педагога-психолога, в кружках и секциях.
— Модель получения образования в условиях специально организованного структурного подразделения. В структурном подразделении «Солнечный круг» созданы оптимальные условия для детей, имеющих особенности здоровья. Пространственная организация среды включает учебные классы и игровые помещения, помещения для дневного отдыха первоклассников, оснащенные кабинеты тифлопедагога, сурдопедагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, комнату сенсорной стимуляции, кабинет сенсомоторики и др. Образовательный процесс интегрирован в коррекционно-развивающий и оздоровительный.
— Модель получения образования в условиях инклюзивных классов. Для обучающегося разрабатывается и реализуется индивидуальный учебный план в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой. А предоставление комплексной помощи специалистов организуется во внеурочной деятельности.
— Модель получения образования в условиях надомного обучения. Для детей, которые по своим особенностям здоровья не могут посещать школу, выстраивается гибкий образовательный маршрут, который помимо индивидуальных занятий с педагогом предусматривает возможность включения во внеурочную деятельность и дополнительное образование.
«Необходимость и своевременность нашего участия в конкурсе основаны на актуальных задачах образовательной практики, которую сегодня отличают инклюзивные и интеграционные процессы, и том конкретном контингенте обучающихся, который определяет запрос на создание специальных образовательных условий», — говорит директор школы Антон Сергеевич Баталов.