В Территориальном отделении «Ломоносовское» успешно прошла встреча родителей с педагогом-психологом, посвященная одной из самых актуальных тем — переходному возрасту. Эксперт рассказал о стадиях кризиса, дал практические советы по выстраиванию диалога и предотвращению конфликтов.
Что такое подростковый кризис?
В начале встречи Евгений Азарков объяснил, что подростковый кризис — это не отклонение, а закономерный и важный этап развития личности, переход от детства к взрослой жизни. Он характеризуется стремлением к самостоятельности, поиском собственной идентичности и переоценкой авторитетов.
Особое внимание было уделено физиологическим и психологическим причинам поведения подростков: гормональным изменениям, активной перестройке нервной системы и формированию абстрактного мышления, что в совокупности приводит к эмоциональной нестабильности и перепадам настроения.
Рассмотрели ключевые стадии подросткового кризиса и их особенности
Возрастной период | Основные задачи и проявления
|
10–13 лет (Ранний период) | Отделение от родителей (сепарация), поиск своего «Я», первые попытки самоутверждения, повышенная чувствительность к критике.
|
14–16 лет (Кульминационная стадия) | Пик эмоциональной нестабильности, активное формирование собственного мнения, эксперименты с внешностью и поведением, поиск своей группы и авторитетов.
|
17–21 год (Пoсткризисный период) | Стабилизация состояния, формирование жизненных планов и целей, осознание своей роли в обществе, выстраивание новых, более зрелых отношений с родителями.
|
Эксперт подробно разобрал этапы протекания кризиса, чтобы родители могли лучше понимать, что происходит с их ребенком и дал практические рекомендации для родителей
Самая ценная часть встречи была посвящена советам, которые можно сразу применить на практике. Евгений Азарков подчеркнул, что ключ к преодолению кризиса — это уважение, доверие и поддержка.
Вот что может помочь родителям:
Слушайте без критики. Проявляйте искренний интерес к увлечениям и мнению подростка, дайте ему высказаться, не перебивая и не давая немедленных оценок.
Предоставляйте разумную автономию. Расширяйте степень свободы ребенка, давайте ему возможность принимать решения и нести за них ответственность. Четкие и справедливые правила создают ощущение безопасности.
Переключайте фокус с внешности на внутренний мир. Помогите подростку развивать адекватную самооценку, основанную на его качествах, навыках и поступках, а не только на внешности.
Избегайте тотального контроля и гиперопеки. Эти факторы лишь обостряют протекание кризиса и приводят к усилению конфликтов.
Сохраняйте самообладание. Старайтесь не отвечать агрессией на провокации и быть примером корректного и вежливого общения.
Чтобы закрепить теоретический материал, родители приняли участие в терапевтических упражнениях, таких как «Кулачок» и «Тупик». Эти техники помогли взрослым наглядно увидеть, как привычные стили реагирования могут заводить общение с ребенком в тупик, и необходимо научиться искать пути сотрудничества.
«Главное, что родители вынесли с сегодняшней встречи – что подростковый кризис это нормально. Это признак того, что ребенок растет. Наша задача как взрослых – не ломать его, а мудро сопровождать, давая понять, что наша любовь и поддержка неизменны, что бы ни происходило», — подвел итог встречи Евгений Азарков.