Прежде всего, необходимо запастись терпением. «Тише едешь-дальше будешь» — это именно про изучение временных ориентиров. В понятие времени входит ориентировка во временах года, месяцах, днях недели, частях суток. И только потом, освоив вышеперечисленное, ближе к школьному обучению приступать к определению времени по часам.
Итак:
3-5 лет – изучаем времена года, начиная с текущего с обязательной опорой на наглядность (картинки, беседы, прогулки). Уточняем, какое время года будет следующим, было предыдущим. Расскажите о сезонных изменениях, погоде, праздниках, характерных для каждого времени года. А также расскажите малышу понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», связывая их с конкретными, повторяющимися событиями в его жизни: утро — подъем и завтрак, день — игры и обед, вечер — ужин и подготовка ко сну, ночь — сон. Используйте слова «сначала», «потом», «до», «после», «вчера», «сегодня», «завтра» в повседневной речи. Например: «Сначала мы погуляем, а потом будем обедать». Используйте стишки, песенки или специальные игры (например, с карточками на липучках), чтобы помочь ребенку запомнить названия и порядок дней недели.
5-6 лет – знакомимся с месяцами года. Для того, чтобы ребенок легко запомнил названия и порядок месяцев в году, обучение должно быть системным, наглядным и игровым. Детям проще запоминать абстрактные понятия, если их можно увидеть или потрогать.
- Сделайте или купите большой настенный календарь, где 12 месяцев расположены по кругу или в виде вагончиков поезда. Отмечайте текущий месяц стикером или прищепкой. Визуальное перемещение «указателя» помогает осознать цикличность года.
- Для каждого месяца используйте карточку с яркой картинкой, которая ассоциируется с этим временем года (например: Январь – снежинка и Новый год; Июнь – солнце и пляж; Сентябрь – осенний лист и школа).
- Сделайте макет дерева, которое можно «наряжать» в соответствии с текущим сезоном: зимой – ватой, весной – цветами, летом – зелеными листьями, осенью – желтыми и красными листьями. Проговаривайте названия месяцев при смене «наряда».
Самый эффективный способ — сделать изучение месяцев частью повседневного общения.
- Регулярно задавайте этот вопрос и отвечайте на него вместе. Комментируйте происходящее: «Сейчас апрель, тает снег, скоро появятся первые цветы».
- Обращайте внимание на дни рождения членов семьи, праздники и важные события. «Твой день рождения в июне, когда тепло и можно гулять весь день».
- Играйте в мяч. Вы называете месяц (например, «Март») и кидаете мяч ребенку, он ловит и называет следующий («Апрель») и кидает мяч обратно.
- Используйте считалки, чтобы запомнить количество дней в каждом месяце: «Тридцать дней в сентябре, апреле, июне и ноябре. В феврале всего двадцать восемь. Остальные тридцать один просим».
От 7 и старше, когда ребенок освоил счет за первый десяток, знакомимся с понятием «циферблат», «час», «минута» и учимся ориентироваться во времени по часам.
Важно! Ни в коем случае не используем сложные для ребенка понятия, такие как «без четверти три» и т.д. Достаточно будет объяснить малышу, что маленькая стрелка указывает на часы (цифра по факту), а большая – минутная – считаем пятерками. Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени занимают разные действия. Используйте таймер. «Мультик длится 15 минут», «Давай посмотрим, сколько раз ты сможешь присесть за 30 секунд». Объясните, что секунда — это очень быстро (как один хлопок), минута состоит из 60 секунд, а час — из 60 минут.
Игры и советы
- «Живые» часы: Сделайте большой макет часов с подвижными стрелками, чтобы ребенок мог сам их крутить и выставлять нужное время.
- Связь времени и расписания: Создайте визуальное расписание дня с картинками и временем, когда происходят ключевые события (завтрак, прогулка, сон).
- Терпение и регулярность: Обучение должно проходить в игровой форме, без давления. Занятия должны быть короткими, но регулярными
Вот так, постепенно, ваш ребенок научится с легкостью и не путаясь, отвечать на вопросы о текущем времени года, месяце, дне недели и не только.
Материал подготовила учитель-дефектолог территориального отделения «Крылатское» Надежда Нагней.



