Skip to main content
search
Новости ТОТО Южное Бутово

Развитие речи через красоту осени

By 10.09.2025No Comments

Осень — это не только яркие краски и шуршащие листья, но и удивительные возможности для развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Учитель-логопед территориального отделения «Крылатское» Наталия Далакян делится своим опытом:
главные помощники — наглядность, повторение и эмоции;
тема «деревья и кустарники осенью» превращает каждое занятие в маленькое исследование.

Вместо картинки ребёнок берёт в руки настоящий лист, чувствует его фактуру, вдыхает запах. Кора дуба, гладкий каштан или яркие ягоды рябины помогают расширять словарь прилагательных: шершавый, гладкий, колючий, алый.

Прогулка в парк становится настоящим логопедическим занятием: наблюдения за падающим листом, сбор природного материала с речевыми инструкциями («Подними красный лист под берёзой», «Найди самый большой желудь»). Так естественно закрепляются предлоги, глаголы, новые слова.

Творчество помогает закрепить результат: аппликации из листьев, лепка ягод или шишек, где каждое действие сопровождается комментарием педагога. Это развивает связную речь и грамматические конструкции.

Главное — создать ситуацию успеха. Даже простая фраза «Это дуб» для ребёнка с ТНР — огромный шаг. Задача взрослого — поддержать и расширить каждое высказывание: «Да, это красная ягода рябины. Она растёт гроздьями».

Осень становится не только временем вдохновения, но и мощным инструментом коррекции речи. Через красоту природы можно помочь детям раскрыться и зазвучать по-новому.