Skip to main content
search
Новости ТОТО Останкинское

Учимся считать с удовольствием и пониманием

By 31.07.2025No Comments

Подготовка к школе – важный этап, и формирование математических представлений, особенно навыков счета, играет в ней ключевую роль.

Во время обучения нужно помнить, что ваша цель – не «натаскать» ребенка на счет до 100, а сформировать у него ГЛУБОКОЕ ПОНИМАНИЕ числа, количества и простых арифметических действий. Часто трудности в математике у младших школьников коренятся в недостаточно сформированном понимании основ счета в дошкольном возрасте.

Вот некоторые рекомендации, как помочь вашему дошкольнику (4-7 лет) уверенно освоить счет:

От Количества к Цифре, а не наоборот!

Прежде чем требовать называть цифры, убедитесь, что ребенок ПОНИМАЕТ, что такое КОЛИЧЕСТВО. Что «5» – это не просто знак, а пять конкретных предметов (яблок, машинок, пальчиков). Чаще упражняйтесь в счете реальных предметов: ложки на столе, ступеньки на лестнице, голуби на электропроводах. Просите принести РОВНО 3 карандаша, положить РОВНО 4 орешка. Далее начните сравнивать количество предметов «Покажи, где больше/меньше?». Мы собрали больше помидор или огурцов на грядке?

Счет «внутри головы» (Состав числа) – Фундамент для вычислений.

Уделяйте время не просто пересчитыванию, а пониманию, КАК число раскладывается на части. Это основа для сложения и вычитания.

Используйте пальцы (но не как единственный способ!), кубики, пуговицы, счетные палочки. «Смотри, 5 – это 2 и 3, или 4 и 1, или 1 и 4». Играйте: «У меня в кармане 5 конфет. Если я достаю 2. Сколько спрятано в кармане?» (5 — 2 = 3). Освойте числа до 10 на уровне автоматизма: какие числа «дружат» до 10? (1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5).

Порядковый счет: «Который по счету?»

Ребенок должен понимать разницу между «сколько всего?» (количественный счет) и «какой по порядку?» (порядковый счет). Это часто вызывает путаницу.

Стройте игрушки, кукол в ряд. «Кто стоит ПЕРВЫЙ? ВТОРОЙ? ПОСЛЕДНИЙ? А какой по счету солдатик?». Играйте в настольные игры «Ходилки» с фишками и кубиком – здесь навык порядкового счета отлично прокачивается.

Счет группами

Покажите, что считать можно не только по одному, но и парами, пятерками, десятками. Считайте носки парами («Сколько пар? А сколько всего носков?»), яйца в коробке десятками, печенье в вазе – попросите разложить их по 5 штук на каждую тарелку. Считайте десятками на пальцах («1 десяток — 10 пальцев»). Сколько десятков пальцев на руках у папы, мамы и бабушки вместе?

Ориентируемся в числовом ряду: Что больше? Что между?

Знание цифр должно включать понимание их места в числовом ряду. Это важно для сравнения чисел и решения задач.

Используйте числовую линейку или просто листок с числами от 1 до 10 (позже до 20). «Покажи число 6. Какое число стоит ПЕРЕД ним? ПОСЛЕ него? Какое число БОЛЬШЕ: 7 или 9? Какое МЕНЬШЕ? Найди число между 4 и 6?».

Играйте в «Угадай число»: «Я загадал число между 5 и 8. Какое?»

3 лайфхака как подружить дошкольника с математикой.

Связь счета с жизнью. Помните: математика вокруг нас.

Делайте счет естественной частью повседневных дел. Так он становится осмысленным. Нам нужно 6 картофелин для супа, помоги сосчитать». «Разложи вилки – на каждого по одной, нас четверо». «До выхода из дома осталось 10 минут – посмотри на часы». «Купили 2упаковки салфеток по 10 рублей. Сколько всего?» (начинайте с простых примеров).

Играйте. Игра – главный инструмент дошкольника.

Любое обучение через игру эффективнее и приятнее. Скучные прописи цифр – не лучший старт, а вот домино, лото с цифрами и точками, «Мемори» с цифрами/картинками, настольные игры-ходилки и «Магазин» с игрушечными деньгами то, что нужно.

Движение и счет: считаем всем телом.

Для многих детей, особенно с особенностями развития, движение помогает закрепить понятия. Считайте шаги, прыжки, хлопки, подъемы по лестнице. «Сделай 5 приседаний». «Брось мяч 3 раза». Игры со считалочками.

Важные моменты, на которые рекомендует обратить внимание дефектолог:

  • Не спешите с цифрописанием. Гораздо важнее сначала понять суть числа. Пусть ребенок рисует цифры пальцем на песке, манке, в воздухе, лепит из пластилина.
  • Избегайте механического заучивания. Ребенок может бойко считать до 100, но не понимать, что означает «7». Всегда связывайте число с количеством.
  • Ошибки – это нормально! Спокойно поправляйте: «Давай пересчитаем вместе». Не ругайте, не сравнивайте с другими. Поддерживайте интерес и уверенность.

Наблюдайте за трудностями.

Если, несмотря на регулярные игровые занятия, ребенок:

  • Постоянно путает порядок чисел, не может соотнести цифру и количество (показывает «5», когда предметов 3),
  • Испытывает большие сложности с составом числа даже в пределах 5
  • Не может решить простую устную задачу на нахождение суммы или остатка («Было 3 яблока, съели 1, сколько осталось?») -это повод проконсультироваться со специалистом (дефектологом, нейропсихологом).

Материал подготовила учитель-дефектолог территориального отделения «Останкинское» Япрынцева Мария.