15 ноября 2016 года в Туле состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: доступность, качество и эффективность в условиях реализации ФГОС»

Организатором мероприятия выступил ГОУ ДПО Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».

В конференции приняли участие более 350 человек из 14 субъектов РФ (Тульской, Московской, Калужской, Владимирской, Ивановской, Лениградской, Самарской, Нижегородской, Липецкой, Рязанской, Вологодской, Воронежской областей, Чувашской республики, а также Петропавловск-Камчатского округа). Среди участников: руководители и специалисты органов управления образованием, ведущие ученые российских вузов, руководители и педагогические работники образовательных организаций.

В рамках конференции были организованы пленарные и секционные заседания, на которых участники обсудили важные вопросы и задачи организации инклюзивного образования в образовательных организациях дошкольной и начальной школьной ступеней, а также в системе профессионального образования; вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, реализации адаптированных основных образовательных программ, управленческий аспект организации инклюзивного образования и некоторые другие направления.

Также на мероприятии был представлен мастер-класс «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов в условиях инклюзивного образования» и организован круглый стол, посвященный проблемам нормативно-правового обеспечения коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.

В процессе заседаний участники конференции поделились опытом и результатами работы, достигнутыми благодаря реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» по созданию необходимой среды для организации инклюзивного образования и введению ФГОС ОВЗ. В том числе специалисты обсудили и ряд трудностей, возникающих в ходе реализации инклюзивного образования, основные из которых – необходимость формирования антологии научно-методического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ и разработка учебно-методических комплексов по работе с детьми с ОВЗ в целом.

Заведующая кафедрой специального и инклюзивного образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», доктор педагогических наук Ольга Грибова представила на конференции Москву, выступив с докладом об актуальных проблемах внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с умственной отсталостью.

Также среди московских выступающих была руководитель ЦПМПК ГАОУ ДПО МЦКО Ольга Дониченко, которая рассказала о роли психолого-педагогической комиссии в обеспечении права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования, и старший методист ЦПМПК ГАОУ ДПО МЦКО Екатерина Осетрова, раскрывшая тему специальных условий обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях класса компенсирующей направленности.

Городской психолого-педагогический центр также принял участие в конференции. Начальник отдела методической и инновационной деятельности ГБУ ГППЦ Елена Ушакова модерировала секцию «Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях», а также выступила с докладом, посвященном организационно-содержательным аспектам психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС ОВЗ. Специалист рассказала о принципах инклюзивного образования, о концепции ФГОС ОВЗ и вариантах АООП, а также о том, как осуществлять и какие задачи должно решать сопровождение детей с ОВЗ и их сверстников, педагогов, семьи в целом и как в итоге можно оценить эффективность психолого-педагогического сопровождения. Начальник отдела сопровождения реализации ФГОС ГБУ ГППЦ Ольга Егупова представила участникам конференции вариативные модели организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в Москве.

Участник конференции, привлеченный специалистами Городского психолого-педагогического центра, – заместитель директора ГБОУ «Лицей № 1158» Елена Мельникова рассказала о вариативности образовательного маршрута при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.

В результате проведения мероприятия специалисты обменялись опытом психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях крупной образовательной организации и договорились о взаимодействии.